В 1974 году советская космическая программа столкнулась с тем фактом, что возможностей имеющихся в распоряжении носителей среднего класса было уже недостаточно для того, чтобы запускать на требуемые орбиты серьезно потяжелевшие космические аппараты.
Примерно так получила свое развитие программа постройки носителей "Зенит". С развитием программы "Буран-Энергия" было решено, что перспективный носитель впервые в мировой практики получит лишь один двигатель, зато какой- самый мощный в истории РД-170.
Технические изделия с приставкой "самый" нередко оказывались проблемными. Так получилось и здесь. Несмотря на передовые решения, примененные в ходе создания "Зенит", этот носитель стал одним из самых аварийных в мире, а страхование запуска стоило воистину космических сумм.
В дальнейшем, "Зенит" был выбран в качестве основного носителя "Морской старт", но после 2014 года производство эти ракет окончательно и бесповоротно ушло в историю.
Конечно, все понимают, что "Зенит" один из самых совершенных носителей, когда-либо созданных в России и терять такое сокровище из-за несговорчивости соседей как-то жалко. Поэтому в 2015 году был предложен проект модернизированного "Зенита", получившего название "Союз-5".
Мы в Telegram
Уже тогда у Роскосмоса был вполне вменяемый проект носителя схожего класса "Ангара А3", который был закрыт в угоду потяжелевшему "Зениту". Это серьезно снизило серию базовых разгонных блоков "Ангары", что негативно сказалось на стоимости запуска.
При этом, "Союз-5" едва ли когда либо будет стартовать с территории России. Базовыми площадками должен стать "Байконур" и "Морской старт".
Надо также понимать, что новая ракета- это носитель для запуска грузов скорее на геопереходную орбиту где обитает значительная часть спутников связи. На такую орбиту "Союз-5" может доставить груз массой в 7 тонн. Ценник запуска относительно конкурентный и по уверениям Роскосмоса не будет превышать $57 миллионов за пуск с платформы "Морской старт".
А теперь самый главный вопрос- кто станет покупателем пусков на этой ракете?
В теории, если запуск Falcon-9 и российской ракеты стоит одинаковых денег, конечный потребитель должен использовать и тот и другой носитель. Однако, в реальности все обстоит не совсем так.
Сегодня Falcon-9 одна из самых надежных ракет на планете. Эти носители выводят значительную часть всей мировой полезной нагрузки на орбиту и делают это без единой помарки уже более 4-х лет.
В случае с "Союзом" придется провести большую работу, дабы убедить конечных пользователей, что запуск их аппаратов с помощью российских ракет также надежен как и у американцев. И сегодня это одна из важнейших задач проект.
Помимо этого, уже сегодня очевидно, что коммерческая эксплуатация "Союза" начнется не ранее конца 2020-х годов и до тех пор на рынке могут появиться еще более дешевые ракеты.
Мы на YouTube