Игры разума - это сознательная борьба за психологическое превосходство, часто использующая пассивно–агрессивное поведение, чтобы специально деморализовать или лишить возможности субъекта здраво мыслить, заставляя агрессора выглядеть превосходящим. [5] Другими словами, это манипулятивное поведение, доставляющее дискомфорт объекту из-за кажущегося превосходства манипулятора. Это также может происходить и бессознательно как организованная серия скрытых транзакций, происходящих на двух уровнях: социальном и психологическом, и приводящих к драматическому исходу.
Разберёмся глубже
Основываясь на идеях психоанализа Фрейда, психолог Эрик Берн акцентировал внимание на единичных взаимодействиях (трансакциях), лежащих в основе отношений между людьми. [4]
Берн выдвигает суждение, что у человека есть три эго-состояния, которые определяют как его поведение в отношениях с другими людьми.
- Родитель
- Взрослый
- Ребёнок
Мы все проходим эти три состояния в различные моменты жизни вне зависимости от возраста. Например, за несколько минут человек может пройти все три состояния. Сначала он может общаться с коллегами с позиции Взрослого, затем обидеться на кого-то из них в эго-состоянии Ребёнка, а после отчитать обидчика как Родитель.
Состояние Родителя происходит моделей поведения родителей, которые мы перенимаем в детстве. Ещё важно учитывать два родительских компонента: один — от отца, другой — от матери.[4]
В состоянии Взрослого Я поведение строится на основе собственного приобретённого опыта и человек объективно оценивает, что с ним происходит.
В эго-состоянии Ребёнка проигрываются мысли, чувства и эмоции из детства.
Очевидно, что самое конструктивное из этих состояний - это Взрослый. Поэтому считается, что важно не допускать доминирования состояний Ребёнка и Родителя.
Почему доминирование этих состояний опасно?
Рассмотрим романтические отношения.
В эго-состоянии Ребёнка партнёр может обидеться или сделать какую-либо ребяческую подлость, тем самым пассивно-агрессивно манипулируя человеком путём деморализации его поступков своим детским поведением. Часто состояние Ребёнка включается, когда нужно что-то попросить у партнёра, что тоже является манипуляцией.
В Родительском состоянии партнёр отчитывает свою половинку, порой говорит, что только он знает как правильно, а как нет. Здесь снова отчётливо прослеживается манипуляция.
Не нужно избегать этих состояний, но важно уметь понимать, когда это уместно, а когда нет. В случае с отношениями между партнёрами обычно эти состояния часто являются частью токсичного поведения(абьюза, манипуляций). А для обычной жизни полезно иногда расслабиться и “побыть ребёнком”, пострадать ерундой. В состоянии Родителя вполне уместно быть руководителю на работе или воспитателю в детском саду.
Причём же тут игры?..
Игра — это комплекс транзакций, характеризующихся определённым психологическим выражением поведения. Проще говоря, в психологических играх «разума» поведение зависит от тех самых транзакций между тремя описанными выше состояниями. Когда мы наблюдаем скрытую транзакцию, мы видим что человек говорит одно, а делает другое, чтобы манипулировать своим поведением или поведение окружающих.
Каждая игра - это своего рода сценарий жизненной ситуации. Например, игра “Если бы не ты”. Эта игра характерна для супругов. Очень часто люди бессознательно выбирают супругов, потому что нуждаются в некоторых ограничениях. А уже вступив в брак с деспотичным партнёром, человек вступает в роль жертвы и не принимает эти ограничения. Чтобы стало понятнее, возьмём конкретный пример из книги Берна.
Жена давно хотела научиться танцевать, но муж всячески ограничивал её социальную жизнь. В итоге женщина прошла курс психотерапии, стала более уверена в себе и ослабила влияние мужа на себя. Она записалась на занятия танцами и обнаружила, что у неё это ужасно получается, и танцевать это совсем не её. Эта ситуация помогает разобраться во многих аспектах их брака. Выбирая супруга, женщина в итоге вышла замуж за самого деспотичного, что позволило ей занять позицию жертвы, где она могла говорить, что способна была сделать многое, если бы не муж. Но оказалось, что муж, запрещая заниматься тем, чего она страшно боялась, оказывал ей большую услугу, потому что его поведение и запреты не позволяли ей даже осознать этот внутренний страх. И в этом одна из причин, почему ее состояние ребёнка подсознательно выбрало такого супруга. Во всяком случае замужество доказало женщине правоту её стереотипного взгляда, которого она придерживалась с ранней молодости, когда она боялась быть быть изнасилованной: что все мужья тираны. [2]
Эта история помогает нам не только разобраться, как работает сценарий “игры”, но и понять почему часто мы выбираем в партнёры (или даже в супруги) абьюзера. Такой сценарий заложен в человеке уже давно и сильно влияет на выбор, поэтому, как было написано выше, наиболее конструктивное эго-состояние - Взрослый. Кроме того и в играх всегда “выигрывает” тот, кто в итоге остаётся в позиции взрослого, так как только в этом состоянии человек способен объективно оценивать ситуацию и принимать верное для всех решение, которое будет принято на основе своего личного опыта, а не со стороны детской травмы или с точки зрения привитого родителями поведения.
Как освободиться от власти сценария?
Чтобы освободиться или выйти из сценария, нужно дать себе разрешение, от лица состояния Родителя к своему состоянию Ребёнка. Важно осознать, что всё в порядке и можно и иногда даже нужно делать то, что вы боялись. Разрешение - главное орудие в борьбе со сценарием, ибо оно в основном дает возможность освободить человека от предписания, наложенного родителями.
Разрешение работает лучше, если его вам обозначил авторитетный для вас человек, например психотерапевт. [4]
Таким образом, чтобы отгородить себя от бессознательного поведения как от партнёра к себе, так и от себя к партнёру важно уметь разобраться в своих эго-состояниях и давать им разрешения. Важнейшие разрешения — это разрешения меняться, любить, думать самостоятельно, решать важные для вас задачи.
Ссылки:
[1] Berne E. Transactional Analysis in Psychotherapy. New York: Grove Press, 1961
[2] Eric Berne “Games people play”, 1964