«Я буду очень счастлива,», - произнесла девушка. Генерал-майор Чаликов покачал головой. Он-то не был уверен, что Елена делает верный выбор. Да и не было ещё такого в России: чтобы названная дочь генерала сама пошла в крепостные. Это из крепостных всеми силами старались попасть на свободу. Но чтобы обратно – не случалось.
Малышку обнаружили случайно: завёрнутая в одеяло, она почти не издавала звуков. Устала. И никто не мог сказать, откуда она и кем оставлена. Эту удивительную находку под Анапой обнаружили солдаты, и сразу принесли к командиру, князю Орбелиани. А у того сжалось сердце – крошка совсем, одна, по виду – турчанка. Куда девать сиротку? «Придумаем решение», - подумал князь. Поначалу нашли няню в соседнем селенье, затем девочку отвезли священнику. Тот окрестил найденную Еленой, а Орбелиани сделался её крестным отцом. Годовалую турчанку (няня сказала, что девочке вряд ли больше) отправили к родным князя, в Моздок. Там и прошли её первые годы.
Леночка росла очаровательным ребёнком – темноглазая, с вьющимися каштановыми волосами. У неё обнаружился замечательный голос, и на радость всем малышка разучивала народные песни. К приезду дядюшки, так называли её покровителя, князя Дмитрия Орбелиани, всегда был готов маленький концерт. И так бы и продолжалось это безмятежное детство, если бы Дмитрий Захарович не надумал жениться.
Чужой ребенок непременно вызвал бы вопросы. Могли появиться нежелательные слухи – а вдруг это не найденыш? А настоящая дочь князя? Зачем было тревожить покой прекрасной Саломеи Герасимовны, которую полюбил Дмитрий Захарович? Турчаночке следовало уехать. Договорились, что её возьмет на воспитание дальний родственник Орбелиани, князь Семён Салагов. Сам он проводил всё время в походах, но вот супруга могла позаботиться о Леночке. Вещи сироты перевезли на следующий же день.
Но болезненная княгиня Марфа Салагова быстро поняла, что переоценила свои силы. Весёлая подвижная девочка требовала внимания, а от её песен болела голова… Они не сошлись и характерами - строгая суровая княгиня и вспыльчивый ребёнок. А ещё Леночке претила роль живой куклы: её наряжали в восточные шаровары и выводили к гостям, будто диковину. Она протестовала. Неудивительно, что Леночка переменила третий дом. В десять лет её передали под опеку генерал-майора Антона Степановича Чаликова, из рода грузинских князей Шаликашвили. Он же дал ей фамилию, которой у девочки ещё не было. Но отчество оставили от Дмитрия Орбелиани. Так она и значилась отныне в документах: Елена Дмитриевна Чаликова.
Именно генерал-майора Елена называла своим отцом. Переживала, когда его, раненого под Аустерлицем, привезли домой. Радовалась, когда после Фридланда Антона Чаликова наградили орденом Святого Георгия:
«В воздаяние отличного мужества и храбрости, оказанных в сражении при Фридланде против французских войск».
Ей исполнилось уже восемнадцать – самая пора влюбляться. И в эту чудную пору она увидела на сцене театра актёра Михаила Щепкина. Как же прекрасно он играл! О Щепкине сразу заговорили, как о настоящем таланте – умный, пылкий, способный воплотить любой образ. Но… крепостной. Прекрасный актёр был записан, как собственность графа Волкенштейна. И Елена Чаликова, полюбившая его с первого взгляда, отлично знала об этом.
Два года они медлили с объяснением. Щепкин не мог ничего предложить названной дочери генерал-майора. Но восточная красавица не желала никакой другой судьбы для себя, кроме как быть женой Михаила. Когда Елена поняла, что её чувства взаимны, состоялся разговор с Чаликовым.
«Ты потеряешь свободу, - говорил генерал-майор, - если выйдешь за него замуж. Он – крепостной, а ты – как его жена, тоже будешь зависеть от графа Волкенштейна. Такое будущее ты подготовила себе?»
Но Елене было всё равно. Тем более, что уже шёл 1812 год, и французы готовились захватить Москву. Будущее и без того казалось очень туманным. Не желая больше ждать ни минуты, Елена Чаликова сделалась женой крепостного Михаила Щепкина.
Им было трудно. Жили скромно, денег едва хватало. Щепкин был обязан выплачивать оброк из своего жалованья актёра, и после этого оставалось совсем немного средств. Но Елена не роптала. Она была готова разделить с мужем любые тяготы, вместе с ним поехала в Харьков, где Щепкину предложили работу. Потом в Полтаву. Актёра везде встречали овациями. В одном из этих странствий Михаил познакомился с князем Репниным-Волконским, который предложил ему… помощь в выкупе.
Директору Полтавского театра князь сообщил: они устроят благотворительный спектакль. Цену за билеты каждый из посетителей назначит сам. И вся сумма, до единой копейки, пойдет к графу Волкенштейну, чтобы Щепкин обрёл волю. Первый взнос Репнин-Волконский сделал сам – двести рублей. Алексей Имберг, директор театра, дал согласие. В результате удалось собрать несколько тысяч, что позволило Щепкину выкупиться. Но… граф посчитал, что суммы не хватит, чтобы дать свободу членам семьи актера. Ещё несколько лет Михаил собирал средства для выкупа родных.
В 1822 году Щепкин переехал в Москву – он получил место в театре, который мы теперь называем Малым. Публика обожала его в комических ролях – в пьесах Загоскина и Грибоедова, Гоголя и Островского. Он примерил десятки образов. Этот успех был во многом заслугой Елены – мудрой, любящей и всегда готовой последовать за ним. Она стала тем надёжным тылом, который многие мечтают обрести.
Елена никогда и ни о чём не пожалела. Любовь оказалась выше предрассудков. В конце концов, Щепкины добились и признания, и достатка. У них выросли пятеро детей: две дочери, которые пошли по стопам отца, и три сына. Елена Чаликова покинула этот мир первой, Михаила Щепкина не стало в августе 1863 года.
#наука #история россии #история #семейные отношения #семья #женщины #знаменитости
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!