В этой части дедушка пишет про последнюю "симфонию", как он называл это, войны.
Автор воспоминаний - Ходунов Сергей Федотович 1915 года рождения. Написано в 1980-е годы.
Предыдущая часть: О случаях, когда наши гибли во время войны по глупости или неосторожности. Часть 35
Бои на косе Фриш-Нерунг. Конец войны.
Во второй половине апреля 1945 года наш полк снова вступил в бой с остатками немецких войск, бежавших с большой земли после разгрома Восточно-Прусской группировки и взятия Кёнигсберга на косу Фриш-Нерунг.
Расстояние от земли до косы - ширина залива 9-12 км, ширина косы 5-6 км. Сама коса вся покрыта сосновым лесом. По берегам косы стояли виллы, особняки, оборудованы пляжи, где на природе отдыхали немцы.
Боевые воинские части на косу были переброшены на кораблях и самоходных баржах. Все тыловые подразделения - склады боепитания, с продовольствием, вещевым довольствием остались на большой земле. Четвёртая часть штаба полка тоже была оставлена на большой земле.
Мне как помощнику начальника штаба полка с документами приходилось ездить на косу каждый день или через день на подпись приказов и документов к начальнику штаба полка и к командиру полка. Переплывал залив на самоходной барже или катере.
Последний раз я переправился на косу к обеду 7 мая 1945 года. Пока рассмотрели документы у начальника штаба полка и собрал данные о движении личного состава (убитые, раненые), наступил вечер. Мне нужно было ещё попасть на наблюдательный пункт к командиру полка.
Перед заходом солнца я по срезанным деревьям прошёл просеку. Сделали её немцы от залива до моря и заминировали. Эта просека была взята нашими одни сутки назад и была ещё не разминирована. Были сделаны только проходы, по которым ходили наши бойцы. Я об этом не знал и прошёл по заминированной просеке. Узнал об этом от наших солдат, когда прошёл просеку. Обошлось всё благополучно, потому что я нигде не становился на землю, а прыгал с одного срубленного дерева на другое.
Когда пришёл к командиру полка и доложил, то он меня не принял, сказал некогда и что сейчас наш полк выходит из боя. Передний край принимает другая часть. Вместе с полком стал отходить по проходам и я. Когда отошли в тыл километров на пять, был объявлен привал. Я лёг под сосну, под голову положил папку с документами, накрылся плащпалаткой, с которой мы не расставались, и через 1-2 минуты спал мертвецким сном.
Были мы молоды и засыпали с ходу. Тем более что на протяжении всей войны когда находилилсь в боях, нормально никогда не спали.
Было это в начале 12-го часа ночи. Сплю и слышу, что кругом всё трещит и грохочет. Просыпаюсь примерно в половине 12-го часа ночи и ничего понять не могу. Только слышно, что на немецких позициях идут сплошные разрывы, и видно в воздухе, как в сторону немцев со всех сторон летят снаряды. С большой земли через залив бьют дальнобойные орудия, работают все орудия с кораблей Балтийского моря. Стреляют со всех стволов артиллерии и миномётов, находящихся на косе.
Оказывается, это была последняя "симфония" войны. Наше командование за 30 минут, до 24:00 ночи с 7 на 8 мая отдало приказ открыть огонь по немецкой группировке из всех видов оружия. Когда на часах стрелки показали 24:00, поступил другой приказ - прекратить огонь всех видов оружия. Бой стихает, а через 5 минут совсем прекратился, не стало ни одного выстрела.
Когда стихло, стало слышно, как плещутся морские волны и поют соловьи. Все, кто в это время были на косе, сперва были в недоумении. Почему прекратился грохот и огонь, который длился почти 4 года.
Через несколько минут все, кто остался в живых, очарованные тишиной в один голос стали кричать: "Конец войне! Кончилась война!"
Вот так эта проклятая война начиналась грохотом орудий и стрельбой, смертью и пролитой кровью - этим она и кончилась. До утра больше никто не уснул.
Началась безграничная радость.
Мы победили.
Продолжение следует... (Первый день после Победы)