На Минском шоссе продолжается реконструкция дороги на участке от Голицино (45-й км) до Кубинки (66-й км). В настоящее время идет завершающий этап: наносится разметка, устанавливаются барьерные ограждения и пункт взимания платы; проводятся электромонтажные работы. По последней информации «Автодора» от 11 декабря 2021 года, закончить реконструкцию этих 20 км трассы М-1 «Беларусь» планируется к январским праздникам.
С 2019 года, помимо расширения проезжей части, возведены путепроводы, реконструирован аналогичный железнодорожный объект; установлены барьерные ограждения и шумозащитные экраны и около 2,5 тыс. мачт освещения; построены пешеходные переходы и некоторые другие объекты. На другом участке — 25-й км — в январе открыли новую развязку (фото выше).
Трасса с историей
Строить трассу от Москвы в направлении Белоруссии через Смоленскую (тогда Западную) область начали в 1936 году. Работы продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны, хотя основную их часть завершили в 1938-м. Примечательно, что изначально планировали создать скоростную автомагистраль, которая пересекала бы железную и другие автомобильные дороги в разных уровнях. К тому же для движения тракторов предполагалась отдельная полоса. Однако на эти цели необходимо было потратить 1 млрд руб. В итоге проект пересмотрели, сократив смету почти наполовину.
В любом случае, в тот период стройка стала одной из крупнейших в СССР. Работы вели одновременно на нескольких участках усилиями примерно 100 тыс. человек — трудились в основном вручную, используя лопаты и тачки. В общей сложности переместили более 20 млн тонн грунта. Во время войны трасса серьезно пострадала, ее восстанавливали вплоть до 1955-го. Еще через шестнадцать лет дорога стала 4-полосной. А в рамках подготовки к Олимпиаде-80 магистраль подверглась серьезной реконструкции.
В годы перестройки разрабатывался проект по расширению шоссе: от МКАД до Кубинки — до 5 полос в каждую сторону, и далее до Можайска — до 3 полос в обоих направлениях. Но дальнейшие события в стране помешали осуществлению этих планов.
К капитальной реконструкции приступили лишь в конце 2000-х. В 2013 году открыли платный участок трассы — обход Одинцова. От развязки с последним до Галицино магистраль расширили до 8 полос; построили новые съезды. До 6 полос увеличили отрезок с 27 по 32 км. В 2019 году стартовали работы по реконструкции 45-66 км.
Хочешь плати, хочешь нет
В целом, до 2023 года предполагается капитально обновить шоссе вплоть до пересечения с трассой А-108. Начиная с развязки с северным обходом Одинцова и до 84 км (Дорохово) за проезд по магистрали будет взиматься плата. При этом параллельно предусмотрена альтернатива. Например, на участке с 33-го по 45-й км часть полос (4 из 8) будет бесплатными.
Далее до Кубинки (где завершаются работы) с обеих сторон от транзитной трассы (6 полос) предусмотрено по две полосы, за проезд по которым платить не придется. А на отрезке 66-84 км бесплатная дорога с двусторонним движением пройдет слева (если двигаться из Москвы) от основного хода. В дальнейшем установить тариф планируется на участок вплоть до 132 км.
Проект неоднократно критиковали за взимание платы, несмотря на альтернативу. Особенно активно против такого решения выступали дачники. В 2016 году, когда были известны детали будущей трассы, активисты создали петицию, которую в итоге подписало около 11 тыс. человек, но на ситуацию это никак не повлияло. «Автодор» в свою очередь отмечает, что изменения пойдут только на пользу, снизив загруженность дороги и повысив тем самым уровень ее безопасности и пропускную способность.
Таким образом, М-1 «Беларусь» станет первой в России дорогой, где одновременно предусмотрены платные и бесплатные полосы. В сентябре премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому, пользование участком дороги 33-84 км будет осуществляться на платной основе до 2109 года. Точной информации о тарифах пока нет.
К слову, осенью 2021 года Минтранс посетовал на то, что «Автодору» не хватает средств на строительство новых и обслуживание действующих магистралей. Исправить ситуацию в ведомстве предложили за счет повышения стоимости проезда по платным магистралям. Поднять ценник в среднем предлагается примерно в 1,5 раза, в зависимости от особенностей дороги.
в статье использованы изображения ГК "Автодор" / russianhighways.ru / https://avtodor-tr.ru