Найти тему
История транспорта

Как Як-42 чуть было не стал работать в Кишиневе

Мало кто знает, что планами XI пятилетки предусматривалось начать пассажирскую эксплуатацию самолета Як-42 в кишиневском авиаотряде Молдавского территориального управления гражданской авиации. В 1982 году собирались начать обучение летного и наземного персонала, а с 1 января 1983 года должна была начаться его регулярная эксплуатация с пассажирами. Эти планы обуславливались чрезмерной загруженностью аэропорта Кишинев рейсами на Ту-134 (например, только в Москву из Кишинева в 1982 году было десять ежедневных рейсов) и невозможностью эксплуатации более вместительного Ту-154 без реконструкции взлетно-посадочной полосы и перрона. Як-42 с его летно-техническими характеристиками идеально подходил для этих условий. Расписание самолетов 1983 года свидетельствует, что первые рейсы молдавских Як-42 должны были начаться 1 января 1983 года в Москву рейсами 1731, 1745, 1747, 1749 и 1751. Шестой ежедневный рейс, 1743, на этом направлении планировался с 15 мая. Таким образом, шестью ежедневными рейсами Як-42 на направлении Кишинев — Москва планировалось заменить десять рейсов на Ту-134 без ущерба прежней провозной емкости направления.

Помимо московского направления, в 1983 году Як-42 должен был заменить Ту-134 на рейсах, соединявших столицу Молдавии с Краснодаром (1 ежедневный рейс) и Симферополем (2 ежедневных рейса).

Анализируя расписание самолетов 1983 года можно сказать, что запланированные рейсы можно было обслужить тремя или четырьмя Як-42. Следовательно, такое количество Як-42 и ожидали в Кишиневе в конце 1982 года. Наиболее вероятно, что в Кишинев с завода попали бы экземпляры с регистрационными номерами СССР-42318 — СССР-42321.

Но все эти планы испортил инцидент с самолетом 42529 Ленинградского ОАО 28 июня 1982 года и последующая остановка всего парка Як-42 Аэрофлота СССР на два с половиной года. После возобновления полетов типа 10 октября 1984 года планы размещения Як-42 поменялись, и Кишинев их в итоге так и не получил.

Как выглядел бы кишиневский аэропорт в 1983 году, если бы поступление самолетов Як-42 все же состоялось? Поскольку фактически Як-42 в те годы не летал в Кишинев и фотографий этого события быть не могло, в качестве иллюстрации привожу компьютерную реконструкцию возможных событий 1983 года.

Як-42 на перроне кишиневского аэропорта. Компьютерная реконструкция, сделанная по  расписанию самолетов 1983 года.
Як-42 на перроне кишиневского аэропорта. Компьютерная реконструкция, сделанная по расписанию самолетов 1983 года.
Як-42 на перроне кишиневского аэропорта. Компьютерная реконструкция, сделанная по  расписанию самолетов 1983 года.
Як-42 на перроне кишиневского аэропорта. Компьютерная реконструкция, сделанная по расписанию самолетов 1983 года.