Здравствуй, читатель! Решила по горячим следам продолжить статью о понимании речи и собственно самой речи. Почему же я так серьезно отношусь к тому факту, что ребенок не говорит к трем годам, и как это влияет на понимание речи, ведь всем давно известно, что сначала закладывается импрессивная речь (то есть понимание обращенной речи) а уже потом экспрессивная - собственно речь!
Давайте попробуем проследить, как же меняются понимание обращенной речи и мыслительные операции с развитием собственной речи.
Разберем на примере слова "магазин".
Итак, малыш, еще не говорящий, часто слышит от мамы: "я пойду в магазин, принесу вкусняшки". В этом случае, для ребенка слово "магазин" не несет никакого смысла, в возрасте до года в принципе большинство слов не несет прямого значения, но важна интонация, эмоции, зрительный контакт, человек, который произносит фразу и многое другое, но никак не значение слова. Поэтому можно часто заметить, что при произнесении этой фразы матерью, ребенок оживляется, если это скажет чужой человек, то никакого эффекта на ребенка она не произведет. То есть мы говорим скорее о чувственном понимании, когда ребенок опирается на чувство, а не на мышление, это закономерный этап развития.
Следующий этап, примерно в возрасте от года до двух лет. Мама снова произносит эту же фразу, ребенок снова рад и даже может повторить это волшебное слово "магазин", пусть и искаженно. Мифическое "что-то", после которого можно поесть вкусняшек. Здесь укрепляются афферентные связи, то есть магазин = наслаждение. И это ступенька к развитию мышления, хоть и с опорой на чувства. При этом снова интонация произнесения данного слова играет не маловажную роль, хотя другие факторы уже ослабевают. Данная фраза произнесенная, например, бабушкой, будет иметь такой же эффект.
При этом уже само слово обрело предметную отнесенность, то есть место, куда ходит взрослый, чтобы принести сладости. Однако это место имеет вполне конкретное изображение. Например, магазин у дома. То, что есть и другие места, которые тоже можно назвать магазином, для ребенка пока недоступно, ведь это операция обобщения, которую ребенок только начинает постигать.
Примерно, к 4 годам, у ребенка уже не просто сформировалась предметная отнесенность слова "магазин", и он точно не спутает магазин с почтой, но он так же понимает и то, что магазин не только у дома, но и около садика. Магазин может быть большим или маленьким, туда может сходить мама или папа, туда может пойти сам ребенок с родителями. То есть появляется конкретный смысл слова, да еще и пристраиваются логические связи, а в речи ребенка появляется необходимая грамматика, когда ребенок понимает, что "в магазин" и "из магазина" имеют совершенно разное значение. Ребенок использует эти фразы в собственной речи и способен их правильно понять и употребить. Здесь на лицо наглядно-действенное мышление. Использование предмета/места по его прямому назначению с опорой на наглядность. Без развития речи данная операция недоступна. Ребенок застрянет на предыдущем этапе. То есть, он будет понимать слово "магазин", но лишь с помощью афферентных связей - не с помощью мышления. Поэтому очень часто при позднем появлении речи летит грамматика. Ребенок не правильно употребляет предлоги, не согласует слова во фразах и т.д.
И только к старшему дошкольному возрасту, слово магазин уже приобретает совсем другой контекст. Здесь можно КУПИТЬ что-то, не во всех магазинах можно купить продукты, некоторые магазины продают, например, строительные материалы. Ребенок уже понимает взаимоотношение продавец-покупатель, и с удовольствием проигрывает эти роли в игре. Он может воспроизвести ситуацию, а это пример наглядно-образного мышления.
Как видите, на таком простом примере, становится четко видно, как речь и понимание речи влияет на развитие мышления.
Спасибо, что дочитали! Если статья оказалась полезной, ставьте лайк, это поможет развитию канала!
#дети #развитие ребенка #обучение ребенка #семья и дети #нейропсихолог #дефектология