Найти в Дзене
Сетевой правовед

Купили технически сложный товар и обнаружили в нем недостатки? Права потребителя

Оглавление

Недавно в одном из магазинов купил экшн видеокамеру. (это могли быть и телевизор, и дорогой смартфон и т.п.)

Чек не выбросил.

Дома, аккуратно вскрыв упаковку, первым делом поставил камеру на зарядку.

Через несколько часов обнаружил, что камера не зарядилась, а работает только от внешнего источника питания, тогда как на упаковке написано, что штатный аккумулятор рассчитан на 150 минут съёмки.

Таким образом, в товаре проявился недостаток.

Права потребителя

при обнаружении в товаре недостатков отражены в статье 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон).

Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления относятся к категории технически сложных товаров. (пункт 11 Перечня технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 924.)

Из абзаца 8 пункта 1 статьи 18 Закона следует, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе:

1) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы

2) либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

Обязанности продавца

1) Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.

2) В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. (пункт 5 статьи 18 Закона)

Порядок действий

1)на всякий случай зафиксировал, что на камеру не идёт зарядка, а также целостность комплекта и упаковки камеры с помощью видеозаписи на телефон;

2)составил претензию в двух экземплярах, взял чек и отправился в магазин

3)руководитель магазина, прочитав претензию, минут 20 пытался зарядить камеру. После чего, убедившись, что она не заряжается, дал команду оформить возврат.

Когда в магазине забрали товар, выдали чек о возврате денег на ту же карту, с которой была сделана покупка, деньги должны быть перечислены на карту в течение 5 дней.
Когда в магазине забрали товар, выдали чек о возврате денег на ту же карту, с которой была сделана покупка, деньги должны быть перечислены на карту в течение 5 дней.

Что бы я делал, если бы продавец отказался принимать товар и возвращать деньги

1)Первый экземпляр претензии отдал бы руководителю магазина, которого бы попросил поставить мне на второй экземпляр претензии отметку о том, что магазин претензию получил, и заверить такую отметку печатью магазина.

Второй экземпляр претензии с указанными отметками я бы забрал себе, поскольку он является доказательством получения претензии адресатом.

2)в случае, если в течение 10 дней претензия осталась бы без удовлетворения, то я был бы вправе обратиться в суд с иском к магазину о защите прав потребителя, взыскании с ответчика:

  • денежных средств, уплаченных за товар;
  • неустойки;
  • компенсации морального вреда
  • штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя;
  • судебных расходов;

Важно, что

претензию лучше вручать лично в торговой точке или направлять по юридическому адресу торговой организации;

Что может быть, если претензию направить по адресу, указанному в кассовом чеке?

В 2020 году Иванов купил в магазине смартфон за 53557. В течение 15 дней он обнаружил в товаре недостаток: не работала камера.

Иванов почтой направил претензию о возврате денег в адрес магазина, ответ на которую не поступил.

Тогда он самостоятельно обратился к независимому эксперту, который провел проверку качества товара и досудебную экспертизу.

Иванов обратился в суд, просил взыскать с ответчика:

  • 53557 руб., уплаченные за смартфон;
  • 53557 руб. в счет неустойки;
  • 10 000 руб. в счет компенсации морального вреда;
  • 2020 руб. в счет возмещения расходов по проверке качества смартфона;
  • 15 000 руб. в счет возмещения расходов на досудебную экспертизу;
  • 12 000 руб. в счет возмещения расходов по оплате услуг юриста;
  • мог еще взыскать и штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя;

Однако суд взыскал только:

  • 53557 руб., уплаченные за смартфон;
  • 500 руб. в счет компенсации морального вреда;
  • 3000 руб. в счет возмещения расходов на юриста

по следующим основаниям.

Иванов направил претензию о возврате денег по адресу, указанному в кассовом чеке, который не являлся юридическим адресом торговой организации.

По данному адресу был расположен торговый центр, где находились около 150 разных торговых точек, поэтому претензия вернулась отправителю с почтовой отметкой "из-за отсутствия адресата".

Поскольку доказательств того, что претензия была получена магазином, не имелось, суд не взыскал неустойку, штраф и расходы на досудебную экспертизу.

(основано на решении Кировского районного суда г. Саратова от 02 августа 2021 года по делу №2-3452/2021, вступившем в законную силу 26.10.2021, опубликованном на официальном сайте суда)

Спасибо за внимание.

В комментариях можете оставлять вопросы, жалобы, предложения! Постараюсь ответить на все.

Если статья была вам полезна, ставьте, пожалуйста, лайк и подписывайтесь!

Читайте также:

1) Права потребителя в связи с обменом (возвратом) товара, который не подошел, порядок действий, образцы претензии, иска

2) Купили товар, который не подошел. Можно ли вернуть деньги? Обзор решения суда