Присутствовал я как-то на публичной лекции профессора Осипова А.И. в медицинской академии. Зал был полон студентами-медиками. А вот профессура (очевидно, не верующая в Бога и презирающая "псевдо-ученость") по-мальчишески расположилась на галерках, где важные доценты, доктора наук демонстративно доставали свои смартфоны, вели беседы и вообще всем своим видом показывали, что они тут между делом - так, взглянуть на ископаемого православного профессора, который до сих пор раздает народу опиум под видом религии.
Лекцию они все же выслушали. А когда дело дошло до вопросов, то решили срезать профессора Осипова:
- А что будет, если все станут монахами? Человечество выродиться?
Вопрос, что называется простой, наивный, предположительный - прямой как гвоздь. Но на него нужно ответить.
Алексей Ильич деликатно заметил, что это невозможно по той причине, что к монашеству должно быть редкое призвание. Во-первых, человек должен гореть верой Богу - что во всю историю человечества было явлением редким. Во-вторых, не все смогут принять добровольно монашеский устав, в котором содержится полный отказ от общения с противоположным полом. И т.д.
То есть, вопрос медицинской профессуры был поставлен как бы гипотетически. Исходя из ложных предпосылок.
Скорее уж, из монастырей в мир поток хлынет, - подумал я. - Уже сегодня двери монашеских обителей раскрыты для туристов. Приглашают игуменьи с экранов телевизоров. Приезжайте, дескать, по паломникам соскучились. Не шучу. Сам слышал.
Это ли не ирония? Женский монастырь соскучился по паломникам. Так что предположение, что мир станет монастырем так же нелепо, как - люди перестанут щекотать себя основными инстинктами. Перестанут есть-пить-заглядывать на симпатичные личики...В общем, утопия.
Мне стало интересно, как на этот вопрос ответил в письме к своему знакомому святитель Игнатий (Брянчанинов) - напомню, это было больше полутора столетий назад.
Итак, выдержка из письма известному питерскому аристократу:
- "От чего же явилось монашество? В первые три века Церковь Христова была гонима правительством. Принять христианство значило лишиться всех прав гражданства, всего имущества, самой жизни. Принятие христианства не могло не быть следствием сильнаго убеждения.
- Христиане жили, как приговоренные к смерти...Весьма многие проводили жизнь девственную, подвижническую – все. Не было мысли о забавах, роскоши, стяжании, своеволии.
- Безбрачие, нестяжание, пост, труд, бдение, деятельная любовь, это – орудия, средства к достижению совершенства, но не самое совершенство..."
Итак, ключевое в письме святителя Игнатия то, что "принятие христианства не могло не быть следствием сильнаго убеждения".
Монашество - не бегство больного и не бегство от больных. Монашество - следствие сильного убеждения. То есть, плод свободного выбора.
Ну, а то, какие монахи сегодня - это отдельный разговор. Монастыри открыли двери миру, и мир радостно хлынул туда через широкие врата. Повредит ли это духу монашества? Несомненно. Это мое мнение. А вы что думаете?