Почему мы иногда так слепы?
…Под одной из недавних моих публикаций, где речь шла о подвигах святой матушки Алипии, читатель А.Б. оставил комментарий: «Подвиги уму не постижимые, это факт. Но для чего они Богу, я одного не пойму».
И тут же разгорелась дискуссия.
Игорь: «Ему приятны души, которые обо всём забывают ради Него. Пренебрегают всем и самой жизнью ради любви к Богу».
Маргарита С.: «Есть какая-то непостижимая радость от общения с Господом, нам пока не открытая. Но такие люди знают её... Мне стало более или менее понятно, для чего и зачем они жертвуют земным комфортом после прочтения книги "Несвятые святые"
Андрей: "Если бы на нашей Земле не было таких людей то и нас самих бы уже не было. Таких людей не мало,образ жизни в тайне, Слава Богу что они есть!!!!
А.Б.: «Все равно не понять этот Божий эксперимент, если можно так выразиться, с человеком. Всевышний наделяет человека осязанием и вкусом, но больше привечает тех, кто с утра и до вечера морит себя голодом. И постится чуть ли не по 250-300 дней в году. Наделил инстинктом размножения, но Его сердцу милее девственники и те, которые изнуряют свою плоть, подавляя природные позывы. Дал человеку тело, за которым надо следить, но Ему больше по душе те, кто вообще пренебрегает телом и его потребностями. Если все это "наказание" за грех прародителей, то опять вопрос, для чего Богу все это? Ведь знал же Творец, что человек падет, разве нет? Мы ведь не бесплотные ангелы, чтобы лишать себя даже элементарных вещей, нет? Я ведь не призываю предаваться излишествам. Но эти подвиги святых, на мой взгляд, аномалия какая-то. Я что-то не помню, чтобы Господь заповедал такое людям. Короче, одни вопросы, на которые нет ответов!».
Попробуем ответить? А поскольку в заголовок мной взята цитата святителя Иоанна Кронштадского, то с его земной жизни и начнем.
«Народный батюшка»
«От нареканий мирских людей нельзя укрыться. От них и Сам Спаситель не укрылся» (Преподобный старец Иосиф Оптинский)
Иоанн Кронштадтский после окончания духовной академии долгое время - 53 года – служил в Андреевском соборе Кронштадта. За что его так и звали «отец Иоанн Кронштадский». Да он и сам впоследствии так подписывался, не вспоминая свою родную фамилию «Сергиев».
Ох, и трудно ему с паствой порой приходилось, потому как основную массу портового города Кронштадта составляли рабочий люд – матросы, прачки, докеры, ремесленники - и преступный мир. Но отец Иоанн всегда и со всеми был кроток, ласков и добр.
Очевидцы рассказывали, что сила проповедей его была так велика, что многие были не в состоянии сдержать слез и плакали. И даже воры, грабители, запойные пьяницы и дебоширы начинали менять свой образ жизни, становясь на путь исправления.
Но было бы неправильно умолчать о том, что в отношении самого отца Иоанна и сплетен, и козней, и злых кривотолков всегда хватало. И не только «в миру», но и среди духовенства. Ему ставили в упрек всё. Читает проповеди – пытается прославиться. Ведет скромный быт на грани нищеты – значит, прикрывает страсть к стяжательству. И так далее.
Как реагировал на это все сам отец Иоанн? Смиренно. Никогда не жаловался, не роптал. «Не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нём», - говорил он.
Даже когда отец Иоанн умер в 1909 году в возрасте 79 лет, злопыхатели не молчали, стараясь изо всех сил помешать – не поверите – канонизации батюшки. Но справедливость все равно восторжествовала. И в 1989 году Русская Православная Церковь добавила имя протоиерея Иоанна Сергиева, пастыря Кронштадтского.
Про исцеления при жизни святого
Впервые это случилось в феврале 1867 года. Про счастливчика известно лишь то, что это был мальчик. Про случай известно из аписи, которую отец Иоанн сделал тогда в своем дневнике: «Господи! Благодарю Тебя, яко по молитве моей, чрез возложение рук моих священнических исцелил еси отрока».
С тех пор по молитвам отца Иоанна бессчетное количество раз удавалось вырвать из лап болезней многих людей.
Один из таких фактов засвидетельствовал известный русский юрист и судья, профессор Петроградского университета Анатолий Кони – тот самый, под председательством которого окружной суд в 1878 году оправдал легендарную террористку Веру Засулич. Он рассказал в своих воспоминаниях о невероятном избавлении от заикания юной девицы, которой бессильны были помочь самые лучшие врачи.
Всю жизнь благодарил отца Иоанна за свое чудесное спасение, случившееся еще в детском возрасте, известный русский художник, философ-мистик, путешественник и общественный деятель Николай Рерих.
Вот уж поистине:
«Я ничто, но по благодати священства, чрез преподание Божественного Тела и Крови, делаюсь вторичным или третичным виновником исцеления болезней; чрез меня благодать Духа возрождает к пакибытию младенцев и возрастных, совершает в таинстве евхаристии Тело и Кровь Иисуса Христа, соединяет верных с Божеством; чрез меня решит и вяжет грехи человеческие…» (Источник: Великий Патерик или Великое собрание изречений старцев: Систематическая коллекция: в 4 т. / Пер. с др.-греч.: А. В. Марков, Д. А. Поспелов. — Т. 1. — Изд-во пустыни Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Новая Фиваида, 2005. — С. 13.).
«А ты исповедовалась?»
«Если Христос в тебе чрез частое Причащение Святых Таин, то будь весь как Христос: кроток, смирен, долготерпелив, любвеобилен, беспристрастен к земному, горняя мудрствующий, послушлив, разумен; имей в себе непременно Дух Его; не будь горд, нетерпелив, пристрастен к земному, скуп и сребролюбив». (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
Епископ Арсений (Жадановский) в своих воспоминаниях об отце Иоанне Кронштадтском писал:
«Когда батюшка выходил с Чашей, в храме происходило большое смятение: все стремились к солее; он, однако, строго относился к присутствующим. Часто слышался его голос: “Ты вчера причащалась, сегодня не допущу, так как ленишься, мало работаешь”. Или: “Ты исповедовалась? Нужно перед Таинством всегда очищать свою совесть”. Бывало и так: видя натиск, а может быть, и недостойных, он уходил в алтарь, объявляя, что больше не будет причащать. Стоявшие по сторонам две монахини дерзали иногда опровергать замечания батюшки; охотно соглашаясь с ними, отец Иоанн говорил: “Ну, тогда другое дело”, — и с любовью преподавал Святые Тайны желающим».
Согласитесь, друзья, этот отрывок говорит сам за себя. Он наилучшее свидетельство того, что КАК ЗАБОТЛИВО И С ЛЮБОВЬЮ святитель учил свою паству правильно исповедаться и причащаться. Наверное, потому и проповеди его доходили до самой глубины сердца человеческого.
Прежде, чем поставить точку, хочу предложить каждому из вас, дорогие друзья, спросить самого себя: «А давно ли я исповедался (лась) и причащался (лась)?».