Найти тему
Судострой

Крылатые катамараны для Байкала

На Байкале вскоре появятся катамараны на подводных крыльев. Пассажирских судов такого типа массово в России ещё не строили. Пионером выступит судостроительный завод «Вымпел» из Рыбинска Ярославской области.

Внешний вид катамаран проекта HSC150B / Рисунок: КБ «Си Тех»
Внешний вид катамаран проекта HSC150B / Рисунок: КБ «Си Тех»

Судостроительный завод «Вымпел», «Восточно-Сибирское речное пароходство» и компания «Машпромлизинг» заключили трёхсторонний договор о постройке двух пассажирских судов катамаранного типа проекта HSC150B. Новые суда с гидродинамическим принципом поддержания строятся для перевозки пассажиров по озеру Байкал.

По информации завода-строителя, строительство таких судов в России ещё не велось. Разработчиком проекта является нижегородское КБ «Си Тех». С подводными крыльями у бюро давние отношения. Из последних побед – проект скоростного судна на подводных крыльях «Метеор-2020». В настоящее время два таких «Метеора» строятся на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького для «Северречфлота» из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В «Метеоре-2020» применена нестандартная для отечественной проектной школы крыльевая система. В проекте HSC150B конструкторы пошли ещё дальше, добавив корпусу катамаранного типа подводные крылья в носовой и кормовой частях судна. Таким образом, по данным разработчиков проекта, обеспечивается минимальный часовой расход топлива на пассажиро-километр на крейсерской скорости.

Такой тип катамаранного корпуса с крыльевым устройством называется Hysucat. На мировом рынке скоростных лодок под этим именем не первый год успешно действует американская компания. По её данным, лодки Hysucat менее требовательны к мощности двигателя и экономично расходуют топливо за счёт подъёма корпуса над водой во время движения. К тому же, крыльевая система снижает качку при волнении.

Российский катамаран проекта проекте HSC150B предназначен для скоростных перевозок на магистральных речных линиях, озёрах и водохранилищах разряда «М» по классификации Российского речного регистра. Это же классификационное общество занимается рассмотрением проектной документации на класс "+ М 3,0/1,2 Глиссер А".

Для судна проекта HSC150B разработчик заявляет следующие основные технические характеристики:

  • Длина габаритная – 38 м;
  • Ширина габаритная – 10 м;
  • Высота борта – 3,5 м;
  • Осадка габаритная – 1,3 м;
  • Полное водоизмещение – 93,5 т;
  • Мощность главных двигателей 2х1200 кВт;
  • Эксплуатационная скорость – 50 км/ч;
  • Дальность – 700 км;
  • Автономность – 13 часов;
  • Пассажировместимость – 148 человек;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Материал корпуса – алюминиевый сплав.

Среди преимуществ нового проекта указываются: возможность высадки пассажиров на необитаемый берег, мягкий ход и пониженное волнообразование, экономичность и экологичность.

Что касается графика строительства, то закладка обоих судов запланирована на первый квартал 2022 года. На линию на Байкале инновационные катамараны должны выйти в навигацию 2023 года. К строительству планируется привлечь судостроительные предприятия Иркутской области. Их названия пока не раскрываются.

В составе флота «Восточно-Сибирского речного пароходства» уже есть скоростные пассажирские суда старых проектов «Восход», «Метеор», «Комета», «Баргузин». Видимо, новые катамараны рассматриваются как замена «ветеранам».

Будем следить за развитием событий.