Найти в Дзене
VarТехник

Почему на танках "Шерман" узкие гусеницы?

Оглавление

Многие средние и тем более тяжёлые танки Второй Мировой имели широкие гусеницы, улучшающие проходимость боевой машины. Понятное дело, были исключения, но почему-то, большая часть из них относится к западным танкам. Почему те же «Шерманы» имели узкие гусеницы и чем руководствовались инженеры?

Основа танка «Шерман»

Если проследить родословную М4 среднего, то можно заметить целое семейство танков с похожим корпусом. Тот же М3 Ли, или М2 средний… Их лобовая деталь, нижняя часть борта, подвеска и даже силовые агрегаты крайне похожи, но сами машины разных готов выпуска.

Тот же M2 Medium разрабатывали в середине 30-х. Тогда литьё было не простым, а сварка дорогой, из-за чего танк получили каркас и клёпаную конструкцию. В конце 1938 года машина пошла в серию, а с 1939 по 1941 года служила в войсках. Дальнейшее развитие в лице M3 Lee имело похожий корпус литой конструкции в нижней части и клёпаный сверху, но были и полностью литые модификации. Танк разрабатывался как приемник М2 и поступил в серию в 1940 году, а прослужил армии США до 1944 года, получив широкое распространение в других странах. М3 Ли показал себя даже во время войны во Вьетнаме из-за особенностей вспомогательного вооружения.

-2

М4 учёл недостатки предшественников, получил одно орудие в просторной вращающейся башне, но гусеницы и ходовая часть вместе с агрегатами не претерпели серьёзных изменений. M4 «Шерман» пошёл в серию в 1941 году и со старта получил две версии корпуса – сварную и литую. Дальнейшие производственные оптимизации, нужды разных фронтов и расширение производственных мощностей на заводах гражданского назначения привели к созданию большого количества подмодификаций. Танки не отличались только башнями, и то не во всех случаях. Мелкие доработки были, а 75 мм орудие М3 вскоре заменили на более мощное 76 мм М1, изменив конструкцию башни. Свою башни получил и M4A3E2, более известный как "Джамбо". Толщина литой брони по кругу составляла внушительные 152 мм.

Почему гусеницы узкие?

Практически всё западное танкостроение основывалось на одном из постулатов в плане разработок ходовой части. В начале 30-х годов верили в зависимость скорости танка от веса гусеничной ленты и её габаритов. Разумеется, чтобы сократить вес и оставить приемлемой прочность ленты, жертвовали шириной, но был ещё один аргумент. Инженер считали широкие гусеницы неудобными для манёвров, ссылаясь на силу сопротивления.

-3

Мифы о проходимости и манёвренности для запада разрушили советские танки Т-34 и КВ-1, которые превосходили по мобильности аналоги своих весовых категорий. И это с учётом широких гусеничных лент, которые не мешали, а наоборот, помогали танкам преодолевать слабые грунты и не вязнуть в них, в отличие от тех же M4, Panzer III, Crusader и так далее…

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.