Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Влечет ли изменение схемы передвижения транспорта в пределах объекта капитального строительства необходимость прохождения ГЭЭ?

Влечет ли изменение схемы передвижения транспорта в пределах объекта капитального строительства необходимость прохождения государственной экологической экспертизы?

Отвечает Генеральный директор Центра Кокотов Борис:

В соответствии с ч. 15.4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ внесение указанных в частях 15.2 и 15.3 данной статьи изменений в проектную документацию после получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации не допускается в случае, если при строительстве, реконструкции такого объекта капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с Кодексом.

При этом важно отметить, что в соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется, в том числе, при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 данного Кодекса, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.3 ст. 49 данного Кодекса.

С учетом изложенного внесение изменений в проектную документацию возможно как с проведением, так и без проведения государственной экспертизы проектной документации (в случае соблюдения условий, указанных в ч. 3.8 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ) до получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.

При этом в соответствии с ч. 16 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации принимается по итогам выездной проверки, проводимой после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что после получения заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, внесение изменений в проектную документацию невозможно в соответствии с положениями ч. 15.4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.

Изменение архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений в указанном случае проводится в рамках деятельности по реконструкции объекта капитального строительства с разработкой проектной документации на реконструкцию такого объекта.

Вместе с тем изменение схемы передвижения транспорта в пределах объекта капитального строительства не связано с изменениями параметров объектов капитального строительства и не требует разработки проектной документации на реконструкцию объекта капитального строительства.

Также необходимо отметить, что в соответствии с действующим природоохранным законодательством целью государственной экологической экспертизы является подтверждение соответствия проектной документации на строительство или реконструкцию объекта капитального строительства экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с п. 5 ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Вместе с тем, согласно пп. 1 ч. 5 Градостроительного кодекса РФ при проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.

В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87) требования в области охраны окружающей среды предусматриваются в разделе 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды».

На основании изложенного при проведении государственной экологической экспертизы подлежат рассмотрению архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации, связанные с потенциальным негативным воздействием на окружающую среду.

Таким образом, в случае, если изменение схемы передвижения транспорта в пределах объекта капитального строительства не является изменением архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации, основания для проведения повторной государственной экологической экспертизы отсутствуют.

Данный вывод подтверждается судебной практикой – решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 августа 2021 года по делу №12-306/2021.

В соответствии с указанным решением суд отметил, что целью государственной экологической экспертизы, как следует из положений ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» являются не сами конструктивные и технические решения, реализуемые при строительстве объекта экспертизы, а соответствие этих решений экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.