Как-то вышел у меня случай с дочерью, когда я несколько раз поймала её на том, что она обманывала. Тогда мы с ней и обсудили, почему проще сказать правду.
Почему ребёнок может врать? Потому что он боится сказать правду. По его мнению, за правду его осудят, отругают или заставят что-то ещё сделать. Но у правды есть такая особенность – она всегда стремится выйти наружу, рано или поздно. Что будет, когда правду узнают? Отругают за то событие, которое скрывал + за сам факт вранья + в дальнейшем всегда будут думать, что всё сказанное может быть ложью. Это уже тройные последствия. А за правду – возможно, отругают, а может и нет. По этим расчётам получается, что последствий от того, что скажешь правду, гораздо меньше, чем ото лжи.
Сама я имею опыт говорить как ложь, так и неприятную правду. Но кроме прочего, я довольно часто наблюдаю за своими ощущениями в разных ситуациях и отслеживаю последствия, ищу закономерности и исключения. Не раз я замечала, как когда я обманывала, меня как будто сжимало внутри, вероятно это от страха, что собеседник догадается, что я обманываю его. После этого, он мне уже не будет доверять, как прежде. Потом я пробовала сама поверить в обман и уже с этой верой говорить. Помогало убедить, но где-то в глубине оставался страх. Потом ещё нужно было не забыться и поддерживать эту ложь, чтоб не проговориться и не выдать себя в мелочах. И всегда оставалось какое-то неприятное чувство, осадок, что я не хорошо поступаю, я - не молодец.
Позже, уже в подростковом возрасте, мне засела в голову идея прямолинейности. То ли мода была такая, или влиял возраст максимализма. Особенность была в том, что эту самую правду я могла чуть ли не «кидать» направо-налево категорично и даже по-хамски. Но что я отметила: нет чувства стыда, что плохо говорить правду. Я просто как бы рубила ею безжалостно и чувствовала себя правой, хотя порой это приводило к обидам и даже конфликтам.
Потом наступило время учёбы на учителя. Спасибо преподавателям, нас учили, что одну и ту же информацию можно выразить по-разному: разными словами, интонацией, акцентами. Можно слово: «Привет» произнести дружелюбно, а можно так, что адресат сразу поймёт, что ему не рады. Даже со «спасибо» разная интонация может нести благодарность или противоположно – «не лезь». Так я училась не рубить правдой, а просто её доносить, не заставляя людей чувствовать себя униженными.
Далее я не раз убеждалась, что когда я говорю правду, мне легко продолжать общение, проще, чем когда я ищу какие-нибудь оправдания.
Уже много позже я услышала от одного йога, что в энергетическом плане ложь забирает у человека энергию, энергия уходит на создание этой выдуманной истории и поддержание её. Таким образом, это как бы вливание энергии не в свою жизнь, а в поддержание чего-то ненужного.
Но самое главное, это докопаться до правды в самом себе – не обманываться. Это отдельное умение, над которым я продолжаю работать и по сей день.