Найти в Дзене

Волны-убийцы и их более гуманные коллеги.

Добрый день, уважаемые читатели моего канала.

Одним из интересующих моих читателей вопросов был о встречах с волнами-убийцами.

Вообще-то я начал повествование о своей морской жизни с обеих сторон: начало – поступление в училище и окончание – последний контракт, надеясь в будущем свести концы с концами, но чтобы ответить на вопрос о волнах, решил копнуть где-то между этими знаменательными пунктами.

Как вы понимаете, что после встречи с такими природными явлениями редкий выживший в катастрофе сможет поделиться воспоминаниями, хотя такие свидетельства зафиксированы – смотрите документальный фильм на Ютубе.

Заставка из этого фильма канала Explorer.
Заставка из этого фильма канала Explorer.

Обычно под этим названием понимают довольно редкое явление резонансных волн, которые внезапно возникают, достигая гигантских размеров, разрушая оказавшиеся на их пути суда и нефтяные платформы, и быстро пропадают с поверхности морей и океанов.

Вынужден разочаровать своих читателей, что я с такими волнами не встречался. Иначе не сидел бы сейчас за компьютером. Но в качестве утешения могу сообщить, что встречался с волнами помельче, которые милостиво оставили наше судно на поверхности моря-океана. Хотя результат противостояния судна с волной зависит не только от размеров волны, но и от степени готовности судна и экипажа к схватке со стихией. Таких случаев я могу вспомнить довольно много.

Например, в районе мыса Игольный, на юге Африки, встречаются аномально крутые волны, образованные в результате столкновения морского течения и сильных сезонных ветров. Как-то мы штормовали в тех местах, когда в машинном отделении сработал датчик поступления воды в помещение носового подруливающего устройства. Вахтенный механик сообщил об этом на мостик. Поступление воды в помещения, где её не должно быть – неприятное явление. Надо срочно выяснить причину и принимать срочные меры. Понятно, что чем больше воды попадёт внутрь судовых помещений, тем глубже судно будет погружаться в пучину, пока совсем не скроется под водой. Потому задача экипажа – остановить распространение воды по судну и откачать ту, что уже оказалась внутри корпуса.

Ходить по заливаемой водой палубе тоже опасное занятие, особенно в качку, - может смыть за борт. Группа разведки во главе со старпомом была направлена в носовую часть судна по правому борту, надев спасательные жилеты и установив связь с мостиком с помощью переносных радиостанций. Предварительно мы сбросили скорость и изменили курс судна так, чтоб правый борт не сильно заливало волнами.

Вскоре старпом доложил на мостик по УКВ-радиостанции, что вода заливает помещение полубака через люк, крышка которого отсутствует, и переливается через комингс помещения носового подруливающего устройства, в котором также размещён аварийный пожарный насос. Как сорвало с места крышку люка – для меня до сих пор остаётся загадкой: или непреодолимая сила стихии или небрежность крепления перед выходом в море. Допускаю и ту и другую возможность. В море бывает всякое, часто такое, чего быть не может.

крышка люка на баке, куда убирают швартовные концы. как её может сорвать с места ударами волн, если все барашки закрыты? ума не приложу. фото из архива автора.
крышка люка на баке, куда убирают швартовные концы. как её может сорвать с места ударами волн, если все барашки закрыты? ума не приложу. фото из архива автора.

Но сейчас времени на расследование причины происшествия нет, надо срочно остановить поступление воды внутрь судна. Выйти на палубу полубака, найти и закрепить крышку люка не представляется возможным. Многотонные волны обрушиваются на палубу, посылать туда людей – значит обрекать на верную гибель. Значит надо пожертвовать подпалубным помещением, но не дать воде захватить смежные помещения. Для этого надо заблокировать водонепроницаемую дверь между полубаком и помещением носового подруливающего устройства.

Такая задача была поставлена аварийной партии (не ищите подвоха, что группа разведки превратилась в аварийную партию – это те же люди, но имеющие разные цели, меняющиеся в зависимости от изменения обстановки) во главе со старпомом.

Дверь и так имеет прочные стальные задрайки, но дополнительно была укреплена деревянными брусьями, чтобы противостоять давлению воды, заполнившей помещение полубака. Задача выполнена успешно, вот почему боцман на фотографии такой довольный.

за дверью позади боцмана - стена воды. фото из архива автора.
за дверью позади боцмана - стена воды. фото из архива автора.

На следующий день, когда погода стала налаживаться, вода была откачана переносным насосом. В общем, обошлось без жертв и с минимальным материальным ущербом. Как говорится, отделались лёгким испугом.

Другие, и более угрожающие ситуации в море, - в будущих публикациях.

Наберитесь терпения. Спасибо за уделенное внимание.

#волны-убийцы