Найти тему
ПроАвтобизнес

Кто остановит китайцев?

По всей видимости у китайских автопроизводителей вскоре наступит предел роста.

Сегодня стало уже общим местом рассуждения о китайском нашествии, о китайской экспансии на российский автомобильный рынок. Иногда создается впечатление, что лет этак через пять россияне будут ездить только на автомобилях из Поднебесной. Но так ли это на самом деле?

Наш канал решил разобраться в складывающейся ситуации на российском авторынке. А к этому нас подтолкнула одна публикация. В ней утверждалось, что в следующем 2022 году китайские марки обставят на российском рынке японцев. Мол, в РФ продано более 103 тыс. автомобилей китайских марок, а японцев соответственно 215 тыс. Но продажи японцев практически не растут, а если растут, то медленно, а у китайцев сумасшедший рост продаж. И в следующем году они обгонят автомобили из страны восходящего солнца. Действительно, если не углубляться в реальную ситуацию, то можно поверить в верность данного прогноза.

Поэтому наш канал посмотрел на китайский «великий поход» поглубже, с точки зрения классов автомобилей SUV. Не секрет, что именно в этом классе автомобилей играют китайские автопроизводители. О ситуации в этом растущем на российском авторынке сегменте был посвящен наш предыдущий материал.

-2

Две «китайские ракеты»

Посмотрим вначале на расклад в самом доступном сегменте рынка кроссоверов SUV-B. Самые популярные «китайцы» этого класса на седьмой, восьмой и девятой строке по итогам 11 месяцев.

По данным АЕБ
По данным АЕБ

И вот в этой связи интересно отметить, что пока для китайцев недосягаемыми выглядят позиции лидеров класса SUV Hyundai Creta, и «номер два» - Renault Duster. А вот более «уязвимыми» и в самом недалеком будущем проигравшими в острой конкуренции со стороны китайских моделей выглядят позиции корейского KIA Seltos, чешского кроссовера Skoda Karoq и французского Renault Kaptur. И это наше небезосновательное утверждение.

Haval Jolion
Haval Jolion

Мы сравнили цифры продаж за последние три месяца Haval Jolion, Chery Tiggo 4 и Geely Coolray с показателями конкурентов и очень сильно удивились. (табл. 2)

Составлено по данным АЕБ
Составлено по данным АЕБ

По итогам  сентября-ноября текущего года два «китайца» уверенно обгоняют модели Seltos, Karoq, Kaptur. То есть в следующем году при условии сохранения «статус кво» – дефицита полупроводников, и соответственно, дефицита предложения автомобилей, две китайские «ракеты» - Haval Jolion и Chery Tiggo 4 подвинут в рейтинге популярности данные три модели.

Посмотрите, как продавались в последние три месяца китайцы и их конкуренты. У китайцев явное преимущество и в динамике и объемах. Так что не стоит удивляться, если уже в первые месяцы 2022 года в этом самом доступном классе кроссоверов на третьей, четвертой позиции обоснуются эти две модели китайских брендов.

Кстати, за эти три месяца результаты Renault Duster составили более 10 400 автомобилей, а Hyundai Creta выглядит недосягаемой с 15 452 проданных машин.

Chery Tiggo 4
Chery Tiggo 4

Непростые соперники

Но на этом хорошие новости для китайских кроссоверов заканчиваются. Теперь перейдем к ситуации, сложившейся в следующем, более старшем классе автомобилей SUV-С. Как известно, у россиян этот класс самый популярный. Здесь продается около 5 десятков моделей (!). В сегменте SUV-C самая острая конкуренция.

И вот здесь мы обнаружили «слабое звено» у автопроизводителей из Поднебесной. В лидерах сегмента серьезные японские, немецкие и корейские модели. А ближайшие китайские конкуренты на шестой и восьмой ступенях.

-7

И вот что интересно, если также проанализировать рынок за последние три месяца, то у автомобилей Chery Tiggo 7 Pro продажи составили 4 177 автомобилей, а у Geely Atlas и того меньше - 2 647 автомобилей. Но последнему простительно, он уходящая модель. У этих двух китайцев нет шансов «подвинуть» лидеров класса – Toyota RAV4 и VW Tiguan (Табл. 4). Нет шансов обогнать даже самого ближайшего конкурента - кросс-купе Renault Arkana  с 4 651 проданным автомобилем. Тем более нет шансов обогнать Mazda CX-5 и двух корейских кроссоверов - Hyundai Tucson и KIA Sportage.

Chery Tiggo 7 Pro лидер китайцев в классе SUV-C
Chery Tiggo 7 Pro лидер китайцев в классе SUV-C
Составлено по данным АЕБ
Составлено по данным АЕБ

Какой вывод можно сделать по этому классу SUV-C?

На ближайшую перспективу у китайцев нет шансов подвинуть конкурентов в этом чувствительном сегменте. Даже если и сохранится нынешний статус-кво с полупроводниками и дефицитом предложения.

Так что предсказание, о котором мы упомянули в самом начале материала, скорее всего не сбудется. Как видим, у японцев «крепкий тыл», обусловленный наличием сильных моделей.

-10

Вдобавок, чтобы действительно этим трем китайским маркам значительно увеличить долю рынка в России, нужно опираться на удачный опыт корейских автопроизводителей, которые за несколько лет удвоили ее в России. А рецепты у корейцев были весьма нехитростными.

Но вы спросите, а как же два бестселлера китайские кроссоверы Haval F7 и его кросс-версия Haval F7x? А статистика продаж за три месяца свидетельствует, что они подошли к своему потолку. За три прошедших месяца они расходились объемом чуть больше одной тысячи экземпляров. А это свидетельство того, что рыночный потенциал этих моделей несколько подвыдохся. Они уже не будут показывать чудеса динамического роста.

источник