Не так давно руководитель следственного комитета А.И.Бастрыкин заявил открыто, что ЕГЭ нужно отменять. Заявление вызвало неоднозначную реакцию, но большого значения ему не придали: хоть должность у Бастрыкина весомая, но всё же далёкая от образования.
Но вот уже А.Мураев говорит примерно то же самое. А это уже, извините, руководитель Рособрнадзора, организации, которая не только непосредственно связана с образованием, но в последнее время напрямую формирует саму образовательную систему.
Музаев озвучил идею замены ЕГЭ цифровым портфолио. Это не ново. С такой инициативой уже выступал С.Собянин. Такое ощущение, что эта инициатива давно витает где-то в верхах, и её постепенно озвучивают разные государственные деятели, чтобы приучить нас к этой мысли.
Чем это вызвано? Возможно, одна из причин – якобы недовольство людей этой формой экзамена (ЕГЭ). да, многие опросы показывают, что населению не нравится ЕГЭ; на разных форумах часто пишут про «оболванивание» и «отупление» нынешних школьников именно с помощью ЕГЭ.
Но ни в коем случае нельзя принимать это мнение за мнение большинства. Даже при поверхностном анализе видно ,что большинство «отрицателей» сами ЕГЭ не сдавали, и слабо представляют, что это такое. Большинство школьников относится к этому экзамену вполне спокойно и оценили его преимущетсва.
Есть претензии и к содержанию единого экзамена, и к формам его проведения, но давайте вспомним, что главным при его появлении было слово «единый». Школу отстранили от приёма выпускных экзаменов, а ВУЗы отстранили от вступительных, объединив всё это в один, относительно независимый экзамен. И это огромное достижение.
Возможно, сейчас ЕГЭ почти единственный инструмент, объединяющий образовательное пространство страны. Типовые задания, единые требования к проведению, довольно прозрачная процедура самого экзамена… Для такой огромной страны это очень важно и нужно.
Сейчас наше школьное образование пытается уйти от исключительно предметных знаний. Конечно, нужно и личностные качества развивать, и универсальные учебные действия формировать, но всё это по-прежнему базируется на предметной основе. Не может ученик считаться успешной и развитой личностью, если не освоил таблицу умножения или делает по десять ошибок в предложении (это не относится к тем, кто обучается по особым программам).
А как проверить предметные знания и частично межпредметные? Думаю, на сегодняшний день ЕГЭ – самая объективная форма такой проверки. Так что, по-моему, сейчас нет нормальной, продуманной, эффективной и объективной замены ЕГЭ.
Что такое «цифровое портфолио»? Набор грамот, сертификатов и т.п.? Мы же с вами при рыночной экономике живём: спрос родит предложение. И кто тогда будет вести отсев реальных достижений от купленных?
Вспомните: когда ввели для учителей переподготовку как условие работы в школе, если нет педагогического образования или специалитета по предмету, эта процедура была долгой (до 2-х лет) и дорогой (около 20 000 р.). Прошло два года – десятки сайтов предлагают вполне официальную переподготовку за три тысячи и в очень сжатые сроки.
Ещё одно опасение: это цифровое портфолио усилит и так уже явное расслоение общества. Ну очень пока разный уровень у нас возможностей в зависимости от дохода, от места жительства и т.д.
И мы получим результаты (и соответственно доступ в лучшие учебные заведения) не по способностям, а по возможностям. А это очень разные вещи…
А если в этом и есть цель?
Подписывайтесь - вместе интереснее!
Так всё-таки учить или праздновать?
Спортивные клубы в каждой школе! Оказывается, это очень просто...