Найти тему

О замене ЕГЭ стали говорить всерьёз? Кому это нужно?

А.Музаев, руководитель Рособрнадзора
А.Музаев, руководитель Рособрнадзора

Не так давно руководитель следственного комитета А.И.Бастрыкин заявил открыто, что ЕГЭ нужно отменять. Заявление вызвало неоднозначную реакцию, но большого значения ему не придали: хоть должность у Бастрыкина весомая, но всё же далёкая от образования.

Но вот уже А.Мураев говорит примерно то же самое. А это уже, извините, руководитель Рособрнадзора, организации, которая не только непосредственно связана с образованием, но в последнее время напрямую формирует саму образовательную систему.

Музаев озвучил идею замены ЕГЭ цифровым портфолио. Это не ново. С такой инициативой уже выступал С.Собянин. Такое ощущение, что эта инициатива давно витает где-то в верхах, и её постепенно озвучивают разные государственные деятели, чтобы приучить нас к этой мысли.

Чем это вызвано? Возможно, одна из причин – якобы недовольство людей этой формой экзамена (ЕГЭ). да, многие опросы показывают, что населению не нравится ЕГЭ; на разных форумах часто пишут про «оболванивание» и «отупление» нынешних школьников именно с помощью ЕГЭ.

Но ни в коем случае нельзя принимать это мнение за мнение большинства. Даже при поверхностном анализе видно ,что большинство «отрицателей» сами ЕГЭ не сдавали, и слабо представляют, что это такое. Большинство школьников относится к этому экзамену вполне спокойно и оценили его преимущетсва.

Есть претензии и к содержанию единого экзамена, и к формам его проведения, но давайте вспомним, что главным при его появлении было слово «единый». Школу отстранили от приёма выпускных экзаменов, а ВУЗы отстранили от вступительных, объединив всё это в один, относительно независимый экзамен. И это огромное достижение.

Возможно, сейчас ЕГЭ почти единственный инструмент, объединяющий образовательное пространство страны. Типовые задания, единые требования к проведению, довольно прозрачная процедура самого экзамена… Для такой огромной страны это очень важно и нужно.

Сейчас наше школьное образование пытается уйти от исключительно предметных знаний. Конечно, нужно и личностные качества развивать, и универсальные учебные действия формировать, но всё это по-прежнему базируется на предметной основе. Не может ученик считаться успешной и развитой личностью, если не освоил таблицу умножения или делает по десять ошибок в предложении (это не относится к тем, кто обучается по особым программам).

А как проверить предметные знания и частично межпредметные? Думаю, на сегодняшний день ЕГЭ – самая объективная форма такой проверки. Так что, по-моему, сейчас нет нормальной, продуманной, эффективной и объективной замены ЕГЭ.

Что такое «цифровое портфолио»? Набор грамот, сертификатов и т.п.? Мы же с вами при рыночной экономике живём: спрос родит предложение. И кто тогда будет вести отсев реальных достижений от купленных?

Вспомните: когда ввели для учителей переподготовку как условие работы в школе, если нет педагогического образования или специалитета по предмету, эта процедура была долгой (до 2-х лет) и дорогой (около 20 000 р.). Прошло два года – десятки сайтов предлагают вполне официальную переподготовку за три тысячи и в очень сжатые сроки.

Ещё одно опасение: это цифровое портфолио усилит и так уже явное расслоение общества. Ну очень пока разный уровень у нас возможностей в зависимости от дохода, от места жительства и т.д.

И мы получим результаты (и соответственно доступ в лучшие учебные заведения) не по способностям, а по возможностям. А это очень разные вещи…

А если в этом и есть цель?

Подписывайтесь - вместе интереснее!

Так всё-таки учить или праздновать?

Спортивные клубы в каждой школе! Оказывается, это очень просто...