В культуре Южной Корее, такой яркой и колоритной, существует некоторое количество особо знаковых символов, благодаря которым о жизни и традициях местного населения известно чуть ли не во всем мире. Это и корейская косметика, и традиционная кухня, и музыка, и дорамы, и, конечно же, полнометражный кинематограф. Среди этого разнообразия символов Корейского полуострова как бы чуть поодаль стоят традиционные корейские маски, а, конкретно, маски хахве, получившие свое название по месту возникновения.
В подтверждение того, что маски хахве являются одним из знаковых символов корейской культуры, их изображения часто публикуют не только в учебной литературе по истории или искусству, но и на многих образцах сувенирной продукции, а также в туристических буклетах. К сожалению, далеко не многим путешественникам, приехавшим в Южную Корею, известен этот символ, и зачастую возникают вопросы, что это за маски такие и какое они вообще имеют отношение к корейскому обществу.
И это, с одной стороны, очень удивительно, поскольку маски хахве, по своей сути, являются олицетворением не только корейской культуры, но и Кореи в целом. Однако знают об этом лишь коренные жители. А, с другой стороны, замешательство иностранцев вполне понятно: маски хахве не слишком часто находят свое отражение в современной корейской культуре, и, в принципе, в том, что многие путешественники не знакомы с данным символом, ничего зазорного нет.
Итак, маски хахве, как уже говорилось выше, впервые появились в деревне с одноименным названием (Хахве, район города Андон, провинция Северная Кёнсан), и за исключением утраченной маски Льва, имеют очертания человеческих лиц: причем, как мужчин, так и женщин. До наших дней сохранилось лишь девять из двенадцати первоначально существовавших масок, которые представляли собой собирательные образы различных социальных слоев Кореи прошлых лет: Знатного человека, Монаха, Ученого, Молодой девушки, Вдовы, Невесты, Мясника, Дурака, Человека, сующего свой нос в чужие дела.
Известно также, что среди масок, которые, увы, не уцелели, была маска Льва, Слуги и Холостяка. Откуда это известно? Несмотря на то, что не сохранилось даже изображения этих образов, во многих уцелевших и восстановленных сценариях представлений с масками, присутствуют реплики персонажей Льва или, скажем, Холостяка. Безусловную культурно-историческую ценность масок хахве подтверждает еще и то, что они являются, пусть и в несколько гипертрофированной форме (это ж театр, как-никак!), но все же олицетворением понимания корейцев о том, как должны выглядеть представители различных социальных слоев и характеров.
А теперь расскажу чуть подробнее о масках хахве, сохранившихся до наших дней.
Маска Знатного человека
Маска Знатного человека или «янбан тхаль» представляет собой изображение спокойного мужского лица с четко-прорисованными линиями бровей, глаз и носа, с открытым ртом. Щеки и нос более объемные, по сравнению с другими частями лица, а вот глазницы напротив совсем небольшие, имеющие дугообразную форму и как будто слегка прищурены. Маска может менять свое выражение в зависимости от освещения и угла наклона головы актера.
Маска Ученого
Маска Ученого или «сонби тхаль» визуально очень напоминает маску Знатного человека, однако ее черты более строгие, суровые, высокомерные и горделивые. Лицо треугольное, форма глаз у маски ученого миндалевидная, а сами глаза широко открыты, и это в большей степени напоминает очертания настоящего человека. Кроме того, глаза маски выпуклые, сильно выдающиеся вперед, тем самым подчеркивая сосредоточенность данного персонажа на его основном роде деятельности - чтении.
Маска Мясника
Отличительной чертой маски Мясника или «пэкчон тахаль», как, впрочем, и маски Знатного человека, является то, что она может менять свое выражение в зависимости от положения головы актера: маска, поднятая вверх, выглядит грозно и даже устрашающее, а опущенная вниз - похожа на улыбающегося безумца. Брови у маски Мясника сильно изогнуты, сдвинуты и выразительно выступают вперед. Ноздри крупные, а само лицо покрыто морщинами. Выражение лица отражает угрюмый и несколько угрожающий характер героя.
Маска Монаха
Маска Монаха или «чун тахаль» символизирует образ человека, отступившего от буддийских нравственных норм. Эта маска внешне чем-то схожа с маской Мясника, но ее нос значительно крупнее, а рот раскрыт более широко. Самым заметным отличием маски Монаха от маски Знатного человека является наличие двух крупных объемных морщин над глазами.
Маска Дурака
Маска Дурака, она же «имэ тхаль», очень похожа на верхнюю часть маски Знатного человека: такой же ярко выраженный нос, щеки и брови. Также маска Дурака имеет принципиальное отличие от всех других масок хахве – она закрывает лишь верхнюю половину лица. Вторая, нижняя часть, отсутствует. В результате улыбающееся лицо актера в этой маске выглядит лживым.
Маска Бедной вдовы
Маска Бедной вдовы или «хальми тхаль» представляет собой образ женщины, на лице которой отразилась вся горечь и боль за прожитую в лишениях и нищете жизнь. Глаза маски имеют овальную форму. Они широко открыты и сильно выступают наружу. Рот также открыт. Лицо у маски овальное, вытянутое, с морщинами и черными точками.
Маска Человека, сующего нос не в свое дело
Маска Человека, сующего нос не в свое дело или «чорэни тхаль» по своей сути является маской завистника, и чем-то внешне напоминает маску Вдовы. У них схожие выступающие вперед миндалевидные глаза, форма лица с морщинами и бородой. Вот только рот у маски завистника практически закрыт, да и щеки впалые.
Маска Молодой девушки
Маска Молодой девушки, она же «пуне тхаль», призвана создать нежный, миловидный образ. Черты лица у маски некрупные, аккуратные и, в отличие от других масок хахве, в ней отсутствуют какие-то конкретные акценты, поэтому именно маска Молодой девушки выглядит максимально реалистично. Форма лица имеет овальную форму, брови тонкие, а на голове – копна черных волос.
Маска Невесты
Маска Невесты или «какси тхаль» - третья из женских масок хахве, и ее главным отличием остальных является прическа. Длинные черные волосы невесты заплетены, причем с левой стороны они чуть выдаются вперед, с правой наоборот – как будто уходят назад. Лицо у маски Невесты спокойное и приятное.
Маски хахве традиционно вырезались из древесины ольхи, а после покрывались лаком. А вот краска в этом процессе практически отсутствовала: в оформление масок добавлялось лишь немного черного цвета для создания более четкой линии контуров. В женских масках, таких как Молодая девушка или Невеста, присутствовала также белая и красная краски. Кроме того, маски выполнялись практически в натуральную величину человеческого лица.
Хотя первые маски хахве появились еще в XIII в., по прошествии нескольких столетий они практически не изменили свои внешние особенности. Их по-прежнему изготавливают из дерева, а не из более легких и дешевых материалов, таких как, например, бумага или пластик (как современные маски). Маски хахве вырезаются очень бережно и кропотливо, чтобы не только добиться внешней схожести с историческими масками, но и сохранить традицию их изготовления. Выразительность линий и четкость формы должны в обязательном порядке подчеркивать образ, свойственный той или иной маске.
Маски по сей день являются неотъемлемой частью традиционных представлений деревни Хахве, на появление которых (несколько столетий назад) повлияли шаманские и буддийские ритуалы, пришедшие на полуостров из Центральной Азии через Китай в I тысячелетии н. э. В основе таких представлений лежала теория о том, что природа, а также духи предков, могут ограничивать свободу и материальное благополучие людей.
Соответственно считалось, что решение всех проблем заключается в обращении к сверхъестественным силам, а для этого необходимо было провести специальный шаманский ритуал пёльсинкут. Однако со временем к людям пришло осознание того, что помимо духов, на их жизнь во многом влияет и окружающая их социальная среда.
Собственно именно поэтому в деревне Хахве появились маски, представляющие собой собирательные образы существующих людей, относящихся к различным слоям традиционной Кореи.
Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii