Тяжёлый гусеничный трактор Т-130 производства Челябинского тракторного завода видел каждый из вас.
Обычно они встречаются в виде бульдозера жёлтого цвета, которые применяют на крупных (и не очень) стройках. А еще они частые гости в местах, где проходят ремонты автодорог.
Серийный Т-130 получился, мягко говоря, некрасивым. Так уж получилось, что в какой-то момент все поняли, что дизайн для строительной техники — это не самое главное.
А ведь прототипы, о которых речь пойдёт сегодня, были намного более интересными с точки зрения внешнего вида.
Разработка Т-130 началась еще в 1960-х годах. Новый трактор готовился на смену советскому промышленному труженику С-80.
В качестве основного применения указывалась работа в качестве бульдозера на строительных объектах и мелиоративные работы.
Естественно, сельскохозяйственная отрасль тоже рассматривалась в качестве возможной области применения Т-130.
Опытные образцы Челябинский тракторный завод подготовил еще в начале 1960-х годов.
Дизайн был просто шикарным: скруглённые углы цельнометаллической кабины и массивного капота смотрелись необычно на фоне других советских гусеничных тракторов того времени.
Удобств для механизатора, конечно, было немного: слабенькая тепло- и шумоизоляция, отопитель для работы в зимнее время и вентилятор для работы в летнее.
Опытный ЧТЗ Т-130 получил четырёхтактный турбодизель мощностью 130 лошадиных сил, который запускался от «пускача», а тот, в свою очередь, запускался при помощи электростартера.
Крутящий момент от двигателя передавался на механическую коробку передач, у которой было 8 скоростей переднего и 4 скорости заднего хода.
В корпусе коробки также располагались поворотная и тормозная муфты. Сухое сцепление имело два диска и промежуточную плиту.
В итоге Т-130 мог работать со скоростями от 3,2 до 10,6 км/ч при движении вперед, и от 3,1 до 8,6 км/ч при движении задним ходом.
Слабым местом трактора была его ходовая, имевшая слишком много общего с предыдущими моделями завода.
Полужёсткая подвеска давала повышенные ударные нагрузки на элементы трактора. Регулировка натяжения гусениц была гидравлическая, но не автоматизированная.
Кроме бульдозерного отвала с Т-130 предполагалось использовать трубоукладчик, кран, погрузчик, корчеватель и т.д.
Он также мог работать практически со всем сельскохозяйственным оборудованием, включая плуг, боронователь и сеялку.
В начале 1960-х годов опытный ЧТЗ Т-130 с широкими гусеницами и двухцветной окраской кабины и капота показали на ВДНХ (его вы видите на первой и третьей фотографиях).
Судя по фотографиям, было сделано несколько предсерийных бульдозеров. Сколько точно было сделано прототипов неизвестно, но до наших дней, насколько мне известно, ни один не дожил.
Серийное производство ЧТЗ Т-130 (но уже совсем с другим дизайном) началось с 1969 года и продолжалось до 1988 года.