Найти тему
Галопом по кино

«В июне 41-го» (2008) - очень военное кино

Этот обзор лично для меня является знаковым. В далёком 2008 году фильм меня изрядно развеселил и по его мотивам я и сделал свой первый неумелый пересказ с картинками. Сейчас, глядя на него с высоты прошедших лет, я не во всём с ним согласен. Тогда я не подозревал о лавине недофильмов о войне, которыми недофилы завалят отечественного зрителя уже после выхода «В июне 41-го» в преддверии 65-й годовщины Великой Победы, 70-й, 75-й, охотно получая своими кривыми руками деньги из щедрых рук государства...

Штука в том, ребята, что я не критикую ради критики, я всегда говорю, если фильм мне не нравится, и всегда обосновываю свою точку зрения, приводя аргументы. И мне плевать, популярна моя точка зрения, или нет. Например, «Сталинград» Бондарчука мне вполне понравился, и мне глубоко плевать, что его принято ругать. Моего обзора «Сталинграда» ещё не существует в природе, но, чувствую, пришло время его написать. Фильм не идеален, но, в целом, он правильный.

Фильмы о войне снимают с разными целями. Например, «28 панфиловцев» - это тот редкий случай, когда фильм был снят ради Памяти. Его несколько испортила политическая платформа его создателей, но, в целом, он удался, и современных аналогов ему я назвать не могу: то ли таланты у нас перевелись, то ли система прогнила до такой степени, что у талантов нет никаких шансов попасть в Мир Большого Кино, где все сферы влияния давно поделены. Чем ещё объяснить выделение 150 млн рублей из Фонда Кино на фильм про приключения автобуса с гробом Виктора Цоя? Позорище.

Также фильмы снимаются с целью опорочить нашу историю, заставить нас стыдиться своего прошлого и покаяться перед западом. То, что зачастую эти фильмы сопровождает надпись «По заказу Правительства Москвы» или «При поддержке Фонда Кино» - просто пугает. Оставлю этот факт без комментариев.

Фильм «В июне 41-го» из третьей категории - приключения в военном антураже. Кто-то может возразить против использования святой для многих темы в развлекательном ключе, и я, отчасти, соглашусь. Но, если честно, я не против, чтобы Безруков в фильме, как сказочный Рэмбо, крошил немцев направо и налево, лишь бы это было грамотно снято. Но Боже ж ты мой... итак, оставим длинную вступительную часть и перейдём уже к повествованию о славном фильме, в котором режиссёр Александр Франскевич-Лайе (который очень любит сниматься в своих фильмах) такого наворотил...

После просмотра этого фильма становится абсолютно ясно, что авторы этого фильма перед съёмками пересмотрели советские фильмы про войну – «Государственная граница: год 41-й», «Отряд» и кое-что ещё. Но, к сожалению, в этот киноряд каким-то образом затесались голливудские «Крепкие орешки», «Хищник», «Терминатор» и, естественно, все части «Рэмбо». В результате на свет выпустили кинематографического Кракена с чудовищными мутациями, о которых, собственно, ниже.

Сначала перескажу весь сюжет, благо, авторы посодействовали, не обременив оный излишними наворотами. Значит, так: Красный командир-пограничник в исполнении Главного-Российского-Любителя-Берёзок – Сергея Безрукова, любит польку (не бабочку), она – его, начинается война, гады-немцы нападают, Безруков всех побеждает. Конец!

Теперь подробнее. Герой Безрукова, лейтенант Ваня, возвращается с допроса. Какой-то гад с заставы доложил, что он крутит роман с местной панночкой. Нам предлагается ему посочувствовать.

Серьёзно? Пограничник мутит с иностранкой прямо на границе? И его поняли и простили? Ничего не перепутали? Могилов в «Государственной границе» крутил с Ядвигой по спецзаданию, а не потому, что у советских пограничников были такие традиции!

Становится ясно, что стукач - солдат по фамилии Шуляк. Так как из сериала «Застава Жилина» мы знаем, что в пограничники брали всех: хромых, убогих и косых, мы не удивляемся, когда видим у Шуляка уголовные наколки: «Не лезь в душу» и «Рая».

-2

По пути на заставу Безрукова ждёт приключение: польские бандиты привязали местного милиционера на железной дороге, чтобы поезд его переехал и все это увидели.

-3

"Провокация", говорят. А в чём провокация-то? Ну, бандиты, ну, погибнет из-за них милиционер. На машиниста подумают, что ли? Типа, догнал и задавил?

Оказалось, милиционера привязали специально для Безрукова: он командует машинисту ехать вперёд, а сам двумя меткими выстрелами перебивает верёвки. Добавляем в список просмотренных авторами фильмов перед съёмками «Хороший, плохой, злой».

-4

Итак, вернулся Сергей на заставу, и давай вновь со своей панночкой миловаться.

-5

А красавец-кавказец Рустам тоже время даром не терял и подбивал клинья к дочери начальника заставы.

-6

Безымянная дочь начальника очень хотела, чтобы Рустам станцевал для неё лезгинку, да как-то всё не до того было.

Вот и утро 22-го июня (представляете, многим из нынешних двадцатилетних молодых людей эта дата ни о чём не говорит, проверьте сами и ужаснитесь). Пограничники видят, что немцы массово пересекают границу.

-7

Лейтенант действует чётко и даёт врагам бой. Сцена начала войны отличная.

Но силы неравны,немцы массированно высаживаются на берег и забрасывают пограничников гранатами. Безруков оотряхивает от земли одного уцелевшего контуженного товарища, простоватого белоруса Карпенюка, потом другого, того самого кавказца Рустама, и предлагает им пойти уже в лес. Они встают и уходят. Чем в это время заняты немцы – большой вопрос, окоп находился в десяти метрах от берега.

Герои приходят к дамбе, которую они ранее охраняли, и с расстояния примерно в километр разглядывают гадкого немецкого гауптмана, который забрался на дамбу и прохаживался по ней, как Тараканище.

-8

Внезапно их чуют немецкие собачки (зацените их острый нюх, это важно) и смельчаки пускаются наутёк. За ними незамедлительно в погоню срывается человек 30, причём враги никого не видели, просто собачки залаяли – надо же сбегать, проверить! Война всё-таки, а вдруг Безруков где-то в кустах притаился? И вот одна зверюга настигает кавказца и вцепляется в него зубами. Кавказец начинает дико вопить,

-9

Сергей с напарником возвращаются и безжалостно убивают животину последним патроном. Погоня тут же прекращается – то ли кавказец фашистов своими нечеловеческими воплями перепугал, то ли они поняли, что перед ними не какие-то бомжи, а реальные пацаны. Как бы там ни было, но факт остаётся фактом: от дальнейшей погони отказались даже пёсики, которые бежали впереди. (Шучу: по сценарию ребята чудом оторвались от преследователей. Как - не спрашивайте).

Беглецы добираются до заставы, где застают ужасную картину: такого количества трупов на квадратный метр не видели даже создатели серии «Обитель зла», когда вирус вырвался из лаборатории. Что же случилось? Карательный отряд или химическая атака?

-10

Герои признаются, что патроны у них закончились полностью, но вместо того, чтобы первым делом собрать оружие и боеприпасы, коих вокруг в изобилии, осторожно передвигаются, целясь в никуда незаряженными винтовками.

-11

Вдалеке слышится шум моторов, герои хотят убежать, но экстремал-Безруков предлагает прикинуться ветошью и залечь среди покойничков.

"Немцы! Бежим!!!" - "Нет, ложимся!"
"Немцы! Бежим!!!" - "Нет, ложимся!"

Подъезжает тот самый гауптман-тараканище, и его брат в гражданской форме одежды, который начинает снимать всякую чернуху на кинокамеру. В роли брата - тадам!!! - наш честолюбивый режиссёр фильма!

-13

«О, майн готт!» - говорит брат. - «Что же тут случилось?» Тараканище поясняет, что это следствие эффективного налёта немецких бомбардировщиков. Крайне эффективно, что тут скажешь – из гарнизона не выжил никто – все дружно вышли на центральную площадь, и так же дружно погибли ещё до приезда немцев.

-14

В это время кавказец видит в метре от себя девушку, за которой до этого пытался ухаживать.

-15

Наши спилберги вылили на голову несчастной целое ведро красной краски, чтобы мало не показалось, и чтобы дети, которые случайно увидели бы эти кадры, до конца жизни ходили бы под себя во сне. Ну пересмотрели бы авторы «А зори здесь тихие» - и на краске сэкономили бы и более трогательно как-то могло бы получиться. (Ааа!!! На вышеприведённом скриншоте ещё не вылили!!! Вот это номер!!! Тот самый скрин приводить не буду - это стопудовый шок-контент!)

Кавказец вспоминает, что обещал девушке станцевать лезгинку, встаёт и устраивает для немцев номер художественной самодеятельности.

-16
-17

Немцы радуются, но когда тот достаёт кинжал, тут же обижаются и стреляют в артиста, после чего оставляют несколько человек добить раненых и уезжают.

-18
-19

На счастье, в живых остался раненый дядька, сидящий в кузове грузовика, который вовремя очнулся и разжал руку с Ф-1, которую, видимо, он до этого собирался бросить в самолёт.

-20
-21

Немцы гибнут, Сергей с товарищем уходят невредимыми, так и не догадавшись разжиться оружием.

Но вскоре друзья понимают, что воевать без оружия несерьёзно и неинтересно, поэтому они перерезают "полёвку" (связной кабель, который хозяйственные немцы уже успели протянуть). В «Государственной границе» этот приём работал, сработал и здесь. В «Границе» всё было по-людски – вдоль провода шли связисты и искали обрыв. Тут же дело обстояло более сурово – фашисты приехали искать обрыв на мотоцикле! Как они собирались это делать – неизвестно, но к счастью, Безруков избавил их от забот, перерезав провод не в лесу или в горах, а для удобства – прямо на дороге.

Расправившись с несчастными связистами и прихватив их винтовки, Сергей с товарищем эпично, в режиме слоу-мо, убывают на обед.

-22

Сергей потчует Карпенюка трофейными немецкими консервами.

-23

Так как перед этим Карпенюк с предельной жестокостью забил связиста каменюкой, аппетит у него барахлит, и пища так и просится назад. Чего уж там ему спилберги в рот напихали, но это смотрится не очень приятно и эстетично, уверяю вас. С голливудскими фильмами мы абсолютно разучились пользоваться условностями. (Опять же ведро красной краски…)

-24

Покушав и раздобыв оружие, Безруковский Ваня стал глядеть на мир заметно веселей и возжелал женщину – благо, деревня подруги в ста метрах ходьбы! Придя в деревню, лейтенант нос к носу столкнулся со взводом фашистов, застрелил первого, который на него выскочил и направился в сторону леса, геройски поигрывая ягодицами. Трусливые же фашисты не то что не попытались его догнать, даже вслед ни разу не выстрелили ради приличия. (Правильно – а вдруг вернётся? Тогда всем мало не покажется).

Вообще, на протяжении фильма действия героя Безрукова можно охарактеризовать фразой Лены Борщовой из Пятигорского КВНа (сценка «Маша и медведи»): «Прихожу, когда хочу, ухожу, когда хочу!»

На счастье фашистов, Безрукова поймала какая-то неорганизованная орава, больше напоминающая банду скинхэдов, чем регулярные войска. (Посудите сами – одеты кто во что горазд, и бредут толпой, аки пионеры по Ельцин-центру).

-25

Ваню-Серёжу бьют, кричат «хенде хох», но он – гордый, не хочет хох, поэтому закадровому переводчику приходится повторять, как попугаю: «Руки вверЬх! Руки вверЬх! Руки вверЬх!» (Хоть бы поп-группу Сергея Жукова с одноимённым названием вспомнил, что ли, чтобы не позориться перед телезрителями).

Далее немцев посещает удачная мысль (явно навеянная фильмами «Самоволка» и «Кровавый спорт») – поделить заключённых на предателей и нормальных пацанов, нарядить предателей немцами, устроить спарринг и снять это дело на видео, благо – камера у режиссёра, брата Тараканища, под рукой!

Среди пленных оказался тот самый полууголовный пограничник Шуляк:

-26

Началась драка. Шуляк откуда-то раздобыл нож, приставил его к горлу Безрукова и начал изображать страсть на камеру.

-27

Режиссёр был в экстазе!

-28

Из леса выглядывает Карпенюк и стреляет в Шуляка.

-29

Сергей забирает у Шуляка нож, режет, как подсвинка, режиссёра, парочку немцев, собирает автоматы и уходит обратно в лес. Немцы опять страшно напуганы, но всё же осмеливаются на преследование. Карпенюк гибнет в перестрелке, а Безруков имитирует утопление в болоте. Доверчивые немцы расходятся.

Наворачиваются слёзы, когда вспоминаешь подвиг немецкого кинооператора: видимо, увидев, что через пару секунд ему каюк, он не стал позорно убегать или закрываться, а включил эффект замедленной съемки, вследствие чего получилась душераздирающая картина – общая драка, вдруг выскакивает Безруков, съемка замедляется и испуганный зритель созерцает несколько секунд перекошенную медленно приближающуюся физиономию лейтенанта Вани. На одном из форумов посетовали на отсутствие мигающей надписи "REC", которая была бы в тему к замедленной съёмке.

-30

Тараканище пересматривает кадры гибели брата и жутко горюет. Он вспоминает, как брат умирал у него на руках, торжественно цитируя Ницше: «Если долго глядеть в бездну, бездна поглядит на тебя…» Хотя мог бы что-нибудь более пафосное сказать, типа: «Нет, такой народ нам не победить…»)

-31

Если присмотреться, то на кинохронике, которую смотрит указанный персонаж, посредине крестик, который виден только, если смотреть в видоискатель кинокамеры, из чего мы можем сделать вывод, что смотрит он не хронику, а наш сериал «В июне 41-го».

-32

Усталый Ваня приходит на мельницу, где его ждёт подруга, обнимает её, говорит: «Я тебя никому не отдам», прижимает к себе, рыдает и внезапно начинает как-то неестественно дёргаться! После небольшого шока осознаёшь – откровенным контентом занимается, негодник! И всё это, вопреки правилам жанра, не под глобально-торжественную музыку (типа зачатия Джона Коннора), но в полной тишине под жалкое всхлипывание Безрукова! (Извините, но стойкая ассоциация с анекдотом про Ржевского: «Не поверите, господа! Мотал и плакал!») Через 10 секунд начинается-таки музыка, но Сергей уже выпускает героиню из объятий и просит прощения. То ли за то, что музыку вовремя не включил, то ли за явно короткие 10 секунд.

-33
-34

Ну серьёзно, без этих дёрганий никак нельзя было обойтись?

Далее на сцену выходит Арнольд Шварценеггер из фильма «Коммандос», который, помнится, мазал свои щи гуталином и пускался на подвиги. На гуталине наши спилберги сэкономили (видимо потому, что Сергей за время съёмок запачкался самостоятельно и непреднамеренно).

Сначала он идёт и закапывает обратно пограничный столб (из «Государственной границы: год 41-й» он твёрдо помнит, что настоящий пограничник просто обязан застрелить немца, закопать столб и повидаться с призраками убитых товарищей).

Немцам столб чем-то не понравился, они скинули его с горы и ушли. Но упрямый Безруков погрузил свой крест… тьфу ты, столб на спину и потащил его обратно. Чтобы ему шагалось бодрее, звукооператор включил ему музыку из передачи про Форт Боярд. («Чисто библейский сюжет»).

-35

Закопал он столб и сидит, ждёт призраков товарищей (ну помните, как в «Границе» - красиво-трогательно, все в белых рубашках: «И меня убили… и меня…»), как вдруг хлоп! – на плечо ему опускается кровавая рука.

-36

Он медленно поднимает глаза, осознавая, что штаны и без того грязные, и наблюдает своего друга Карпенюка в образе из «Ходячих мертвецов» - стоит такой, бледный, весь в кровище…

-37

«Фублин!» - говорит Безруков. – «Тебя же убили!» «Ага», - соглашается Карпенюк. И тут же отмазывается – «Так то душа моя так к тебе прикипела!» Далее Сергей почти наизусть читает по сценарию из «Границы»: «Приказа отступать никто не давал, границы никто не отменял, это наша земля, будем защищать до последнего». Карпенюк обещает доложить о сложившейся ситуации самому товарищу Богу.

В итоге Сергей потряс головой и прогнал ужасный глюк.

Безруков идёт к дороге, перегораживает её, обнаруживает брошенную пушку, находит кстати уцелевший снаряд, небрежно покрутив ручку наводки, прицеливается «куда-то-в-сторону-дороги», подъезжают немцы на мотоцикле и двух грузовиках, герой сперва расстреливает мотоциклистов, потом, не глядя, что-то там дёргает в пушке – два грузовика взлетают на воздух. Несколько несчастных пытаются спастись от одержимого лейтенанта бегством, но и там настигает их десница правосудия.

-38

Затем – фильм «Отряд» и Гармаш, расстреливающий обедающих немцев. Только вот наш герой не стал убивать всех, только частично, а остальных заставил раздеться и отправил пешком к своим.

-39

Молодцы, спилберги, уели-таки коллег по цеху - «Мы из будущего» - там всего 4 голые задницы были, а тут – штук 10 кряду! И вот пришли они, выстроились перед немецким генералом, стыдливо жмутся друг к дружке и прикрывают ладошками причинные места… «Что с вами случилось?» - удивлённо вопрошает генерал. – «В-вы н-не п-поверите, но мы в-ваши п-потомки…»

Убегая от погони, лейтенант разбежался и сиганул с обрыва, как будто уверовал, что всё вокруг - матрица. Приём не сработал, и бедняга проткнул бедро острым сучком.

-40

Апогей боевика: («Терминатор-2» и жидкий Т-1000): безоружный Сергей с пробитой ногой бегом догоняет грузовик с фашистскими автоматчиками в кузове, цепляется, взбирается внутрь едущего грузовика, забирает автомат у полностью деморализованного противника, всех крошит в капусту, убивает водителя и едет дальше.

-41
-42

Ну и в конце: «Айл би бэк», машина, въезжающая в полицейский участок – помнят все? Безруков на грузовике въезжает во вражеское логовище, где Тараканище прячет похищенную панночку, таранит бочки с горючим, сквозь огонь выходит из кабины и стреляя от плеча в полный рост устраивает геноцид арийской расы в отдельно взятом районе.

-43
-44

Стандартный финальный поединок с главным злодеем, Безруков ныряет в реку, а злодей испуганно наблюдает, как горящая дорожка из финала «Крепкого орешка-2» приближается к бакам с топливом…

-45

И в финальных кадрах он умирает на руках у подруги, так как подлый Таракан перед смертью успел выстрелить ему в спину.

Судите сами - можно было убрать немножко глупости и сделать отличный фильм, тем более, что в написании сценария принимал участие Станислав Говорухин, а в списке продюсеров числится Игорь Угольников... Этому же фильму, так и быть, поставлю 6 из 10, и он посильнее "Наркомовского обоза" будет.

Как это "какая в фильме глупость"?! Вы точно всё прочитали?! Ну, хорошо, вот вам навскидку: эпичный Гауптман Тараканище в кожаном плаще и перчатках, в то же самое время, когда солдаты вокруг бегают в майках. Видимо, его кто-то обманул и сказал, что фильм будет называться «В ноябре 41-го»...

-46

Каталог всех кинообзоров (здесь интересно!)

Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «В июне 41-го» (2008).

#кино #кино и немцы #фильмы о войне #сергей безруков #циничный пересказ #галопом по кино