Этот обзор лично для меня является знаковым. В далёком 2008 году фильм меня изрядно развеселил и по его мотивам я и сделал свой первый неумелый пересказ с картинками. Сейчас, глядя на него с высоты прошедших лет, я не во всём с ним согласен. Тогда я не подозревал о лавине недофильмов о войне, которыми недофилы завалят отечественного зрителя уже после выхода «В июне 41-го» в преддверии 65-й годовщины Великой Победы, 70-й, 75-й, охотно получая своими кривыми руками деньги из щедрых рук государства...
Штука в том, ребята, что я не критикую ради критики, я всегда говорю, если фильм мне не нравится, и всегда обосновываю свою точку зрения, приводя аргументы. И мне плевать, популярна моя точка зрения, или нет. Например, «Сталинград» Бондарчука мне вполне понравился, и мне глубоко плевать, что его принято ругать. Моего обзора «Сталинграда» ещё не существует в природе, но, чувствую, пришло время его написать. Фильм не идеален, но, в целом, он правильный.
Фильмы о войне снимают с разными целями. Например, «28 панфиловцев» - это тот редкий случай, когда фильм был снят ради Памяти. Его несколько испортила политическая платформа его создателей, но, в целом, он удался, и современных аналогов ему я назвать не могу: то ли таланты у нас перевелись, то ли система прогнила до такой степени, что у талантов нет никаких шансов попасть в Мир Большого Кино, где все сферы влияния давно поделены. Чем ещё объяснить выделение 150 млн рублей из Фонда Кино на фильм про приключения автобуса с гробом Виктора Цоя? Позорище.
Также фильмы снимаются с целью опорочить нашу историю, заставить нас стыдиться своего прошлого и покаяться перед западом. То, что зачастую эти фильмы сопровождает надпись «По заказу Правительства Москвы» или «При поддержке Фонда Кино» - просто пугает. Оставлю этот факт без комментариев.
Фильм «В июне 41-го» из третьей категории - приключения в военном антураже. Кто-то может возразить против использования святой для многих темы в развлекательном ключе, и я, отчасти, соглашусь. Но, если честно, я не против, чтобы Безруков в фильме, как сказочный Рэмбо, крошил немцев направо и налево, лишь бы это было грамотно снято. Но Боже ж ты мой... итак, оставим длинную вступительную часть и перейдём уже к повествованию о славном фильме, в котором режиссёр Александр Франскевич-Лайе (который очень любит сниматься в своих фильмах) такого наворотил...
После просмотра этого фильма становится абсолютно ясно, что авторы этого фильма перед съёмками пересмотрели советские фильмы про войну – «Государственная граница: год 41-й», «Отряд» и кое-что ещё. Но, к сожалению, в этот киноряд каким-то образом затесались голливудские «Крепкие орешки», «Хищник», «Терминатор» и, естественно, все части «Рэмбо». В результате на свет выпустили кинематографического Кракена с чудовищными мутациями, о которых, собственно, ниже.
Сначала перескажу весь сюжет, благо, авторы посодействовали, не обременив оный излишними наворотами. Значит, так: Красный командир-пограничник в исполнении Главного-Российского-Любителя-Берёзок – Сергея Безрукова, любит польку (не бабочку), она – его, начинается война, гады-немцы нападают, Безруков всех побеждает. Конец!
Теперь подробнее. Герой Безрукова, лейтенант Ваня, возвращается с допроса. Какой-то гад с заставы доложил, что он крутит роман с местной панночкой. Нам предлагается ему посочувствовать.
Серьёзно? Пограничник мутит с иностранкой прямо на границе? И его поняли и простили? Ничего не перепутали? Могилов в «Государственной границе» крутил с Ядвигой по спецзаданию, а не потому, что у советских пограничников были такие традиции!
Становится ясно, что стукач - солдат по фамилии Шуляк. Так как из сериала «Застава Жилина» мы знаем, что в пограничники брали всех: хромых, убогих и косых, мы не удивляемся, когда видим у Шуляка уголовные наколки: «Не лезь в душу» и «Рая».
По пути на заставу Безрукова ждёт приключение: польские бандиты привязали местного милиционера на железной дороге, чтобы поезд его переехал и все это увидели.
"Провокация", говорят. А в чём провокация-то? Ну, бандиты, ну, погибнет из-за них милиционер. На машиниста подумают, что ли? Типа, догнал и задавил?
Оказалось, милиционера привязали специально для Безрукова: он командует машинисту ехать вперёд, а сам двумя меткими выстрелами перебивает верёвки. Добавляем в список просмотренных авторами фильмов перед съёмками «Хороший, плохой, злой».
Итак, вернулся Сергей на заставу, и давай вновь со своей панночкой миловаться.
А красавец-кавказец Рустам тоже время даром не терял и подбивал клинья к дочери начальника заставы.
Безымянная дочь начальника очень хотела, чтобы Рустам станцевал для неё лезгинку, да как-то всё не до того было.
Вот и утро 22-го июня (представляете, многим из нынешних двадцатилетних молодых людей эта дата ни о чём не говорит, проверьте сами и ужаснитесь). Пограничники видят, что немцы массово пересекают границу.
Лейтенант действует чётко и даёт врагам бой. Сцена начала войны отличная.
Но силы неравны,немцы массированно высаживаются на берег и забрасывают пограничников гранатами. Безруков оотряхивает от земли одного уцелевшего контуженного товарища, простоватого белоруса Карпенюка, потом другого, того самого кавказца Рустама, и предлагает им пойти уже в лес. Они встают и уходят. Чем в это время заняты немцы – большой вопрос, окоп находился в десяти метрах от берега.
Герои приходят к дамбе, которую они ранее охраняли, и с расстояния примерно в километр разглядывают гадкого немецкого гауптмана, который забрался на дамбу и прохаживался по ней, как Тараканище.
Внезапно их чуют немецкие собачки (зацените их острый нюх, это важно) и смельчаки пускаются наутёк. За ними незамедлительно в погоню срывается человек 30, причём враги никого не видели, просто собачки залаяли – надо же сбегать, проверить! Война всё-таки, а вдруг Безруков где-то в кустах притаился? И вот одна зверюга настигает кавказца и вцепляется в него зубами. Кавказец начинает дико вопить,
Сергей с напарником возвращаются и безжалостно убивают животину последним патроном. Погоня тут же прекращается – то ли кавказец фашистов своими нечеловеческими воплями перепугал, то ли они поняли, что перед ними не какие-то бомжи, а реальные пацаны. Как бы там ни было, но факт остаётся фактом: от дальнейшей погони отказались даже пёсики, которые бежали впереди. (Шучу: по сценарию ребята чудом оторвались от преследователей. Как - не спрашивайте).
Беглецы добираются до заставы, где застают ужасную картину: такого количества трупов на квадратный метр не видели даже создатели серии «Обитель зла», когда вирус вырвался из лаборатории. Что же случилось? Карательный отряд или химическая атака?
Герои признаются, что патроны у них закончились полностью, но вместо того, чтобы первым делом собрать оружие и боеприпасы, коих вокруг в изобилии, осторожно передвигаются, целясь в никуда незаряженными винтовками.
Вдалеке слышится шум моторов, герои хотят убежать, но экстремал-Безруков предлагает прикинуться ветошью и залечь среди покойничков.
Подъезжает тот самый гауптман-тараканище, и его брат в гражданской форме одежды, который начинает снимать всякую чернуху на кинокамеру. В роли брата - тадам!!! - наш честолюбивый режиссёр фильма!
«О, майн готт!» - говорит брат. - «Что же тут случилось?» Тараканище поясняет, что это следствие эффективного налёта немецких бомбардировщиков. Крайне эффективно, что тут скажешь – из гарнизона не выжил никто – все дружно вышли на центральную площадь, и так же дружно погибли ещё до приезда немцев.
В это время кавказец видит в метре от себя девушку, за которой до этого пытался ухаживать.
Наши спилберги вылили на голову несчастной целое ведро красной краски, чтобы мало не показалось, и чтобы дети, которые случайно увидели бы эти кадры, до конца жизни ходили бы под себя во сне. Ну пересмотрели бы авторы «А зори здесь тихие» - и на краске сэкономили бы и более трогательно как-то могло бы получиться. (Ааа!!! На вышеприведённом скриншоте ещё не вылили!!! Вот это номер!!! Тот самый скрин приводить не буду - это стопудовый шок-контент!)
Кавказец вспоминает, что обещал девушке станцевать лезгинку, встаёт и устраивает для немцев номер художественной самодеятельности.
Немцы радуются, но когда тот достаёт кинжал, тут же обижаются и стреляют в артиста, после чего оставляют несколько человек добить раненых и уезжают.
На счастье, в живых остался раненый дядька, сидящий в кузове грузовика, который вовремя очнулся и разжал руку с Ф-1, которую, видимо, он до этого собирался бросить в самолёт.
Немцы гибнут, Сергей с товарищем уходят невредимыми, так и не догадавшись разжиться оружием.
Но вскоре друзья понимают, что воевать без оружия несерьёзно и неинтересно, поэтому они перерезают "полёвку" (связной кабель, который хозяйственные немцы уже успели протянуть). В «Государственной границе» этот приём работал, сработал и здесь. В «Границе» всё было по-людски – вдоль провода шли связисты и искали обрыв. Тут же дело обстояло более сурово – фашисты приехали искать обрыв на мотоцикле! Как они собирались это делать – неизвестно, но к счастью, Безруков избавил их от забот, перерезав провод не в лесу или в горах, а для удобства – прямо на дороге.
Расправившись с несчастными связистами и прихватив их винтовки, Сергей с товарищем эпично, в режиме слоу-мо, убывают на обед.
Сергей потчует Карпенюка трофейными немецкими консервами.
Так как перед этим Карпенюк с предельной жестокостью забил связиста каменюкой, аппетит у него барахлит, и пища так и просится назад. Чего уж там ему спилберги в рот напихали, но это смотрится не очень приятно и эстетично, уверяю вас. С голливудскими фильмами мы абсолютно разучились пользоваться условностями. (Опять же ведро красной краски…)
Покушав и раздобыв оружие, Безруковский Ваня стал глядеть на мир заметно веселей и возжелал женщину – благо, деревня подруги в ста метрах ходьбы! Придя в деревню, лейтенант нос к носу столкнулся со взводом фашистов, застрелил первого, который на него выскочил и направился в сторону леса, геройски поигрывая ягодицами. Трусливые же фашисты не то что не попытались его догнать, даже вслед ни разу не выстрелили ради приличия. (Правильно – а вдруг вернётся? Тогда всем мало не покажется).
Вообще, на протяжении фильма действия героя Безрукова можно охарактеризовать фразой Лены Борщовой из Пятигорского КВНа (сценка «Маша и медведи»): «Прихожу, когда хочу, ухожу, когда хочу!»
На счастье фашистов, Безрукова поймала какая-то неорганизованная орава, больше напоминающая банду скинхэдов, чем регулярные войска. (Посудите сами – одеты кто во что горазд, и бредут толпой, аки пионеры по Ельцин-центру).
Ваню-Серёжу бьют, кричат «хенде хох», но он – гордый, не хочет хох, поэтому закадровому переводчику приходится повторять, как попугаю: «Руки вверЬх! Руки вверЬх! Руки вверЬх!» (Хоть бы поп-группу Сергея Жукова с одноимённым названием вспомнил, что ли, чтобы не позориться перед телезрителями).
Далее немцев посещает удачная мысль (явно навеянная фильмами «Самоволка» и «Кровавый спорт») – поделить заключённых на предателей и нормальных пацанов, нарядить предателей немцами, устроить спарринг и снять это дело на видео, благо – камера у режиссёра, брата Тараканища, под рукой!
Среди пленных оказался тот самый полууголовный пограничник Шуляк:
Началась драка. Шуляк откуда-то раздобыл нож, приставил его к горлу Безрукова и начал изображать страсть на камеру.
Режиссёр был в экстазе!
Из леса выглядывает Карпенюк и стреляет в Шуляка.
Сергей забирает у Шуляка нож, режет, как подсвинка, режиссёра, парочку немцев, собирает автоматы и уходит обратно в лес. Немцы опять страшно напуганы, но всё же осмеливаются на преследование. Карпенюк гибнет в перестрелке, а Безруков имитирует утопление в болоте. Доверчивые немцы расходятся.
Наворачиваются слёзы, когда вспоминаешь подвиг немецкого кинооператора: видимо, увидев, что через пару секунд ему каюк, он не стал позорно убегать или закрываться, а включил эффект замедленной съемки, вследствие чего получилась душераздирающая картина – общая драка, вдруг выскакивает Безруков, съемка замедляется и испуганный зритель созерцает несколько секунд перекошенную медленно приближающуюся физиономию лейтенанта Вани. На одном из форумов посетовали на отсутствие мигающей надписи "REC", которая была бы в тему к замедленной съёмке.
Тараканище пересматривает кадры гибели брата и жутко горюет. Он вспоминает, как брат умирал у него на руках, торжественно цитируя Ницше: «Если долго глядеть в бездну, бездна поглядит на тебя…» Хотя мог бы что-нибудь более пафосное сказать, типа: «Нет, такой народ нам не победить…»)
Если присмотреться, то на кинохронике, которую смотрит указанный персонаж, посредине крестик, который виден только, если смотреть в видоискатель кинокамеры, из чего мы можем сделать вывод, что смотрит он не хронику, а наш сериал «В июне 41-го».
Усталый Ваня приходит на мельницу, где его ждёт подруга, обнимает её, говорит: «Я тебя никому не отдам», прижимает к себе, рыдает и внезапно начинает как-то неестественно дёргаться! После небольшого шока осознаёшь – откровенным контентом занимается, негодник! И всё это, вопреки правилам жанра, не под глобально-торжественную музыку (типа зачатия Джона Коннора), но в полной тишине под жалкое всхлипывание Безрукова! (Извините, но стойкая ассоциация с анекдотом про Ржевского: «Не поверите, господа! Мотал и плакал!») Через 10 секунд начинается-таки музыка, но Сергей уже выпускает героиню из объятий и просит прощения. То ли за то, что музыку вовремя не включил, то ли за явно короткие 10 секунд.
Ну серьёзно, без этих дёрганий никак нельзя было обойтись?
Далее на сцену выходит Арнольд Шварценеггер из фильма «Коммандос», который, помнится, мазал свои щи гуталином и пускался на подвиги. На гуталине наши спилберги сэкономили (видимо потому, что Сергей за время съёмок запачкался самостоятельно и непреднамеренно).
Сначала он идёт и закапывает обратно пограничный столб (из «Государственной границы: год 41-й» он твёрдо помнит, что настоящий пограничник просто обязан застрелить немца, закопать столб и повидаться с призраками убитых товарищей).
Немцам столб чем-то не понравился, они скинули его с горы и ушли. Но упрямый Безруков погрузил свой крест… тьфу ты, столб на спину и потащил его обратно. Чтобы ему шагалось бодрее, звукооператор включил ему музыку из передачи про Форт Боярд. («Чисто библейский сюжет»).
Закопал он столб и сидит, ждёт призраков товарищей (ну помните, как в «Границе» - красиво-трогательно, все в белых рубашках: «И меня убили… и меня…»), как вдруг хлоп! – на плечо ему опускается кровавая рука.
Он медленно поднимает глаза, осознавая, что штаны и без того грязные, и наблюдает своего друга Карпенюка в образе из «Ходячих мертвецов» - стоит такой, бледный, весь в кровище…
«Фублин!» - говорит Безруков. – «Тебя же убили!» «Ага», - соглашается Карпенюк. И тут же отмазывается – «Так то душа моя так к тебе прикипела!» Далее Сергей почти наизусть читает по сценарию из «Границы»: «Приказа отступать никто не давал, границы никто не отменял, это наша земля, будем защищать до последнего». Карпенюк обещает доложить о сложившейся ситуации самому товарищу Богу.
В итоге Сергей потряс головой и прогнал ужасный глюк.
Безруков идёт к дороге, перегораживает её, обнаруживает брошенную пушку, находит кстати уцелевший снаряд, небрежно покрутив ручку наводки, прицеливается «куда-то-в-сторону-дороги», подъезжают немцы на мотоцикле и двух грузовиках, герой сперва расстреливает мотоциклистов, потом, не глядя, что-то там дёргает в пушке – два грузовика взлетают на воздух. Несколько несчастных пытаются спастись от одержимого лейтенанта бегством, но и там настигает их десница правосудия.
Затем – фильм «Отряд» и Гармаш, расстреливающий обедающих немцев. Только вот наш герой не стал убивать всех, только частично, а остальных заставил раздеться и отправил пешком к своим.
Молодцы, спилберги, уели-таки коллег по цеху - «Мы из будущего» - там всего 4 голые задницы были, а тут – штук 10 кряду! И вот пришли они, выстроились перед немецким генералом, стыдливо жмутся друг к дружке и прикрывают ладошками причинные места… «Что с вами случилось?» - удивлённо вопрошает генерал. – «В-вы н-не п-поверите, но мы в-ваши п-потомки…»
Убегая от погони, лейтенант разбежался и сиганул с обрыва, как будто уверовал, что всё вокруг - матрица. Приём не сработал, и бедняга проткнул бедро острым сучком.
Апогей боевика: («Терминатор-2» и жидкий Т-1000): безоружный Сергей с пробитой ногой бегом догоняет грузовик с фашистскими автоматчиками в кузове, цепляется, взбирается внутрь едущего грузовика, забирает автомат у полностью деморализованного противника, всех крошит в капусту, убивает водителя и едет дальше.
Ну и в конце: «Айл би бэк», машина, въезжающая в полицейский участок – помнят все? Безруков на грузовике въезжает во вражеское логовище, где Тараканище прячет похищенную панночку, таранит бочки с горючим, сквозь огонь выходит из кабины и стреляя от плеча в полный рост устраивает геноцид арийской расы в отдельно взятом районе.
Стандартный финальный поединок с главным злодеем, Безруков ныряет в реку, а злодей испуганно наблюдает, как горящая дорожка из финала «Крепкого орешка-2» приближается к бакам с топливом…
И в финальных кадрах он умирает на руках у подруги, так как подлый Таракан перед смертью успел выстрелить ему в спину.
Судите сами - можно было убрать немножко глупости и сделать отличный фильм, тем более, что в написании сценария принимал участие Станислав Говорухин, а в списке продюсеров числится Игорь Угольников... Этому же фильму, так и быть, поставлю 6 из 10, и он посильнее "Наркомовского обоза" будет.
Как это "какая в фильме глупость"?! Вы точно всё прочитали?! Ну, хорошо, вот вам навскидку: эпичный Гауптман Тараканище в кожаном плаще и перчатках, в то же самое время, когда солдаты вокруг бегают в майках. Видимо, его кто-то обманул и сказал, что фильм будет называться «В ноябре 41-го»...
Каталог всех кинообзоров (здесь интересно!)
Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «В июне 41-го» (2008).
#кино #кино и немцы #фильмы о войне #сергей безруков #циничный пересказ #галопом по кино