Судя по современным фильмам из Болливуда, Индия остаётся глубоко патриархальной страной с жёсткими правилами и несокрушимыми традициями относительно всего, что касается отношений мужчины и женщины. Здесь 40-летний девственник – не анекдот, брак вслепую по указке родителей – всё ещё норма, а высмеивание человека за физические недостатки – не что-то порицаемое.
Однако, и индийские кинематографисты задеты ветрами перемен, дующими в основном с Запада. В защиту прав женщин высказываются и они, но ровно в той степени, насколько это возможно в скованной традиционализмом стране. Заметил это уже по нескольким фильмам (по драме «Большая индийская кухня», например). А особенно хорошо судить о феминизме в индийском кино можно по ленте «Сиваранджани и две другие женщины» (Sivaranjiniyum Innum Sila Pengalum).
Сарасвати живёт с мужем и маленьким ребёнком-грудничком в скромной лачуге провинциального поселения. Она – хлопотливая пчёлка, постоянно занята домашним хозяйством, целый день готовя еду, прибираясь по дому, выхаживая младенчика. По ночам ей тоже некогда спать – нужно готовить завтрак и обеспечивать ночным кормлением дочку. Сделать это бесшумно не удаётся, и не высыпающийся муж вечно ходит раздражённым на Сарасвати…
Давани счастлива в браке с увальнем Мани. И большая семья парня, кажется, с любовью принимает в своём шумном доме изящную красавицу. Малолетний племянник Мани ходит за девушкой по пятам, свекровь домашней работой не нагружает, а убелённый сединами свёкор не скупится на заботливую опеку над ней. Но всё меняется, когда семейство случайно узнаёт, что Давани тайно ведёт личный дневник. Девушку тут же подозревают в коварстве, неискренности и насмешках над родственниками мужа. От Давани требуют зачитать то, что она записывает в дневник…
Сираванджани занимается бегом. Она лучшая бегунья в своей школе и с лёгкостью одерживает победы в местечковых соревнованиях. Тренер и директор школы возлагают на девочку большие надежды, пророчат ей успешную спортивную карьеру и готовят ко всеиндийскому забегу. Но о спорте приходится забыть, когда родители Сираванджани сговариваются о браке. И вот, через десяток лет, бывшая многообещающая бегунья суетится на кухне и готовит дочку в школу. У неё не самый плохой брак, но женщина всё равно тоскует по временам, когда она под аплодисменты однокашников завоёвывала кубки для родной школы…
Таковы незамысловатые новеллы, из которых состоит фильм «Сиваранджани и две другие женщины». Они не блещут оригинальностью или какими-то особыми откровениями, но и снимались не для того, чтобы как-то шокировать или удивить зрителя. Режиссёр и сценарист Васант с любовью и теплотой показывает трёх своих героинь, заставляя и зрителя проникнуться состраданием к суровому быту одной, к несправедливым обвинениям другой и к несбывшимся мечтам третьей.
Вместе с тем, являясь фильмом на актуальную феминистскую повестку, сборник из трёх новелл остаётся произведением скромным и сдержанным. В западном кино героини подобных сюжетов с лёгкостью бросают мужей, идут с исками на них в суды, а то и «дают промеж рогов». Васант на такой радикализм не готов и, живописуя мрачными красками судьбы женщин Индии, призывает, скорее, собирать волю в кулак… и терпеть. Даже если героиня порывает с проштрафившимся супругом, в фильме ощущается сомнение «а стоило ли уходить из семьи?».
Но для индийского кинематографа, где продолжают превалировать дурацкие комедии, предельно пафосные боевики и попсовые мелодрамы, даже робкое высказывание в поддержку женщин выглядит настоящим прорывом.