1. Николай Бердяев много трудов посвятил свободе человека. Свобода - это благо бесспорное. Но всегда нужно прибавлять - свобода от чего? Если свобода социальная - это одно. Если свобода духовная - это другое. Да и может ли быть человек абсолютно свободен? Едва ли. Мы все рабы своих страстей. Грехов. Освободиться от этого рабства - получить свободу духовную. Поэтому философ считал, что для многих свобода духовная - непосильное бремя. Вот как он писал:
"Приходится постоянно повторять, что человек есть существо противоречивое и находится в конфликте с самим собой. Человек ищет свободы, в нем есть огромный порыв к свободе, и он не только легко попадает в рабство, но он и любит рабство. Человек есть царь и раб.
Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко"
На первый взгляд, звучит кощунственно. Но только на первый взгляд.
2. Как эту мысль развивает Достоевский?
В "Братьях Карамазовых" устами Ивана Великий Инквизитор обращается к самому Христу и упрекает Его в том, что Он дал людям непосильную ношу - свободу:
"Говорю тебе, что нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается. Но овладевает свободой людей лишь тот, кто успокоит их совесть...
Нет ничего обольстительнее для человека как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее. И вот вместо твердых основ для успокоения совести человеческой раз навсегда - ты взял все, что есть необычайного, гадательного и неопределенного, взял все, что было не по силам людей, а потому поступил как бы и не любя их вовсе, - и это кто же: тот, который пришел отдать за них жизнь свою! Вместо того, чтоб овладеть людскою свободой, ты умножил ее и обременил ее мучениями душевное царство человека вовеки".
Страшные слова? Слова бунтовщика? По сути, это слова Ивана Карамазова, который и верует в Бога, но устроение Божьего мира на земле не принимает и "возвращает Ему свой билет". Слишком много страданий и горя в устроенном Тобой мире, - говорит он. - И особенно невинных страданий деток.
Последний довод Ивана чуть не рушит фундамент Алешиной веры. Страшные слова. Да. И для того, чтобы примириться с тем, что на земле слишком много страданий, необходимо понять это. Соотнести человеческую свободу, данную самим Богом и Божью Любовь.
Как это соотнести? Как примирить вещи, на первый взгляд, непримиримые?
3. Вот как на это отвечает профессор Осипов А.И.:
Несчастья - это не наказания Божьи, но, прежде всего, естественные последствия нравственных (видимых) и духовных (скрытых в сердце) грехов. Причиной всех бесчисленных бед являются, в конечном счёте, неукротимые страсти: искание наслаждений, славы, рабство инстинктам, гордость, алчность, властолюбие и т. д., которые мучают человека, расстраивают его и личную, и общественную жизнь, делают его игрушкой тёмных сил.
Не Бог устраивает семейные ссоры, общественные и межгосударственные конфликты, не Он посылает алкоголику цирроз печени, а эгоисту и гордецу – семейные несчастья.
Несколько иную природу имеют страдания детей.
Спросите врачей, почему ребёнок рождается больным или заболевает без видимой причины, и они назовут их десятки: наследственность, экология, химические добавки и препараты, повышенная радиоактивность, нервные стрессы, пьянки родителей… Почему же не у всех детей бывают одинаковые последствия? И на этот вопрос теперь достаточно точно ответят генетики, биологи, врачи.
Их страдания являются жертвенными, поскольку обусловлены они, в основном, не их личными грехами, но грехами «ближних». Исцеляющее действие этих страданий носит духовный характер. Сами дети в данный момент его не осознают. Но в жизни вечной им откроется, что Бог через их страдания совершил для их близких, какое благо приобрели они сами этим актом любви. И они вечно будут благодарить Бога за эти страдания.
Смысл земных страданий открывается только при христианской вере в то, что со смертью тела оканчивается не жизнь, но лишь серьёзный подготовительный этап к жизни вечной, уготованной человеку. И поскольку Бог есть любовь, следовательно, любое страдание имеет великий и вечный смысл.