Найти тему
Понятные финансы

Вторая печальная история современных финансов. Притча о финансовом гуру

Оглавление

Ещё одна литературная притча о странных и вредных процессах, которые происходят в мире инвестиций и финансов.

Американский парень Niс Firstman получил магистерскую степень по инвестициям и финансам в калифорнийском университете в Беркли. Теперь на молодом специалисте висит образовательный кредит больше 200 тысяч долларов США.
Зато есть надежда трудоустроиться на Уолл-стрит.

Парня берут в инвестиционную компанию менеджером по работе с частными клиентам.

Первый серьёзный клиент

Фирстман купил нарядный галстук, отрепетировал голливудскую улыбку преуспевающего инвестиционного консультанта. Сидит в галстуке, в улыбке, в кредитах и ждёт клиентов. Щас он научит их правильно инвестировать.

Удивительный факт. Вчерашний выпускник, закредитованный до кончиков волос. собирается учить обращению с деньгами людей, которые уже умеют зарабатывать и обладают капиталом в несколько миллионов долларов.

Но в финансовом ВУЗе, там, где учат на инвесторов, ему вбили в голову, что в инвестициях разбираются только инвестиционные консультанты. А всякие инвесторы-миллионеры самостоятельно ничего не могут.

Ещё более удивительный факт, что сами инвесторы разделяют эту точку зрения. Мол, если Фирстман заплатил четверть миллиона долларов и учился пять лет, то он наверняка понимает в инвестициях лучше нас убогих.

Первый клиент, которого Фирсман ослепил белозубой улыбкой, задал простой вопрос.
Я хочу вложить деньги в акции производителя сантехники "Золотой унитаз", или в акции консервного завода "Золотая рыбка". Что выгоднее?

Инвестиционный консультант впервые слышит эти названия. Но клиента отпускать нельзя. Юноша глубокомысленно шевелит морщинами на лбу. Не знает, что ответить. И звонит куратору:
- Здравствуйте. У меня клиент выбирает между золотым унитазом и золотой рыбкой. У нас аналитический отдел уже обработал данные по финансовому положению этих компаний? Какие акции рекомендовать моему клиенту?

Надо сказать, что куратор сам первый раз слышит эти названия. Поэтому отвечает стандартно:

- Советуй любые, только с умным видом и обязательно подчеркни, что оба вложения очень рисковые.

Расчёт такой. Любое вложение может принести доход, или убыток. 50 на 50. Если клиенту повезло и он заработает, то он растрезвонит на весь мир, какой хороший совет ему дали. Если потеряет деньги, то его же предупреждали о риске. Он промолчит. Никто не любит рассказывать об убытках.

Если через кабинет Фирстмана пройдёт сто человек в месяц, то он получит 50 довольных клиентов. Из них после повторной консультации 25 человек останутся в плюсе. После 3-ей консультации останется 12 человек, которые регулярно получают безошибочные прогнозы.

Эти 12 человек - мощная маркетнговая сила, которая с помощью сарафанного радио направит в офис к финансовому консультацию ещё сотню-другую клиентов.

Цикл повторится.

С помощью маркетинга, пиара и сарафанного радио в кабинет к господину Фирстману встраивается очередь. Советы он раздаёт "на глазок" с обязательной оговоркой доверительным тоном: "Вы же понимаете, какие сейчас сложные времена и трудно с уверенностью прогнозировать. Риски очень велики. Вы весь капитал не вкладывайте."

- какой рассудительный молодой человек - думают клиенты и с довольным видом покидают кабинет пронозиста.

Карьера Фирстмана идёт в гору

Несколько лет подряд наш герой раздаёт направо и налево один и тот прогноз:

"то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет". Ему повысили оклад и дали новую должность - "старший аналитик по инвестициям". Должность ничем не отличается от предыдущей. Но к старшему аналитику люди идут охотнее, чем просто к инвестиционному консультанту. К "главе департамента" обращаются ещё охотнее. Карьера Фирстмана идёт в гору. Теперь он "глава департамента". Название меняется, а прогноз остаётся всё тем же.

Фирстман стал публичной личностью. Его часто приглашают на телевидение - в финансовое ток-шоу. У него берут интервью по любому поводу. Чем чаще его лицо мелькает перед публикой, тем больше клиентов привлекает его инвестиционная компания. Фирстман получает высокую зарплату просто за то, что присутствует в информационном поле. Прогнозами он больше не занимается. Только иногда снизойдёт до просьб журналистов и изречёт привычное: "то ли дождик, то ли снег..."

Чтобы достичь вершины профессионального мастерства Фирстману осталось сделать две вещи. Получить научную степень. Желательно доктор экономических наук - и написать несколько бестселлеров по инвестициям.

Он не пишет ни научную работу, ни книгу. А нанимает людей. Опубликовать книгу - не проблема. Вывести её в список бестселеров - тоже легко, были бы деньги на рекламу.

Защита диссертации обойдётся дороже. Придётся дополнительно докупать публикации в научных журналах и делать правильные подношения правильным людям.

Так же необходимо соблюдать правильную очередность. Сначала - защищаешь докторскую, потом публикуешь бестселлеры. Книги остепенённого автора лучше продаются.

Фирстман теперь и автор, и доктор, и публичное лицо своей компании. Самое время придумать ему новую звучную должность.

До конца жизни Фирстман считается финансовым гуру. Это человек, известный своей известностью. Нельзя сказать, что он отличается безошибочными прогнозами. Он не стесняется их давать с уверенным видом. Он постоянно присутствует в информационном поле. Он уже растерял те крохи экономических знаний, которыми обладал когда-то. Да они ему и не нужны.

Как отличить гуру от нормального аналитика

Большинство говорящих голов, которых мы видим, слушаем и читаем по поводу инвестиций - это вот такие мистеры Фирстманы. Они зарабатывают на жизнь не инвестициями и не экономическими знаниями а тем, что создают видимость знаний.

Но есть и хорошая новость. Кроме Фирстманов существуют и другой класс инвестиционных умников. Те, которые на самом деле что-то знают и понимают.

Надо уметь различать их. Прислушиваться ко вторым и игнорировать первых.

Отличить их очень просто.

говорящая голова Фирстман всегда свой прогноз заканчивает торговым советом: продать или купить какие-либо ценные бумаги. . Его работа - привлекать новых клиентов и увеличить торговый объём своей компании. А знать что-то и разбираться в инвестициях - не его работа.

Обычно такой говорун не проводит финансовый анализ, а гадает на кофейной гуще. любой дилетант может давать прогнозы с такой же вероятностью угадать.

А нормальный аналитик просто и без затей рассказывает о том, как идут дела в компании. Что построили, что изобрели, с какими проблемами столкнулись. Рассказывает, растёт прибыль, или нет, какой ожидаемый размер дивидендов. И т.п. Пусть инвестор сам решает, что делать с этой информацией и со своими деньгами. Такого аналитика есть смысл слушать и даже платить ему за анализ.

-2