Собрал краткий обзор кризисных периодов за последние сто лет и их влияние на изменения в моде. Пригодится для прогнозирования эволюции стиля после нынешнего кризиса.
РЕЦЕССИЯ НАЧАЛА 1920-х
Основные затронутые страны: США
Длительность: 1920-1921
Общественный, политический и культурный фон
Последствия Первой мировой войны. Возвращение солдат в мирную жизнь вызвало волну безработицы, профсоюзное движение затормозило экономику, а европейская экономика восстанавливалась поле войны, и продукция из США потеряла рынок сбыта. Важным фактором стала пандемия испанки.
Что произошло в моде
Перед кризисом и в течение его мода тяготела к упрощенным, функциональным и лаконичным формам. После кризиса расцветает декоративная эпоха и «джазовый гламур», в 1925 году рождается роскошный стиль ар-деко. Платья прямые и укороченные, украшены стеклярусом, пайетками, бахромой. Вечеринки, экзотические танцы, светская жизнь, сексуальность, блеск.
ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ
Основные затронутые страны: США, Канада, Западная Европа
Длительность: 1929-1939
Общественный, политический и культурный фон
Затяжная депрессия приводит к обнищанию населения и существенным политическим изменениям, таким как приход к власти фашистов в Германии. В США происходит расцвет кинематографа (наиболее доступное развлечение) и голливудской сказки (красивые и жизнеутверждающие фильмы). Окончательно сформирован институт кинозвезд.
Что произошло в моде
На смену прямому силуэту 1920-х пришла тотальная женственность, гламур ар-деко только усилился, к концу десятилетия в моде появились образы в духе сюрреализма: (от Эльзы Скиапарелли, например). Чем сложнее было время, тем более ‘роскошными и ‘избыточными становились наряды.
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Основные затронутые страны: Весь мир
Длительность: 1939 - 1949
Общественный, политический и культурный фон
Конечно, военный период можно только условно считать экономическим а но и является наиболее тяжелым для всего мира периодом ХХ века, существенно повлиявший на все стороны жизни человечества: от нового политического мироустройства и перераспределения экономических центров (прежде всего усиление США) до изменения поведенческих моделей и культурных тенденций.
Такой длительный период можно выделить в связи с длинным периодом восстановления в Европе. Только к 1949 году во многих странах Западной Европы были отменены карточки на покупку основных товаров, что стало символом перехода экономики в нормальный режим.
Что произошло в моде
В годы войны и сразу после нее мода придерживалась строгого прямого силуэта с широкими плечами и укороченной юбкой, без декора. Главным аксессуаром были сложные головные уборы (шляпы и торбаны), однако после 1947 года активно распространялась введенная Кристианом Диором эстетика New Look, предполагавшая гипертрофированную женственность в силуэтах, увеличение длины и объема юбок и нарядность.
НЕФТЯНОЙ КРИЗИС И СТАГФЛЯЦИЯ 1970-Х
Основные затронутые страны: Великобритания, Франция, Швеция, Япония, Финляндия, Бельгия, Люксембург и Дания
Длительность: 1973-1975
Общественный, политический и культурный фон
Кризис начала 1970-х годов многоярусный. Это не только завершение длинного периода экономического роста и нефтяной коллапс, но также кризис идей, поколений, культуры. Сексуальная революция 1968 года опровергла идеалы буржуазной морали, на первый план вышла хиппующая молодежь, Фестиваль Вудсток 1969 года заложил основу для Поколения свободы, гимн которой пели популярные звезды поп и рок-сцены, сместившие с пьедестала звезд кино. Все это на фоне экономической стагфляции.
Что произошло в моде
Перед кризисом 1973 года в моде был винтах 1940-х и маргинальная хиппи- эстетика с налетом винтажа. К середине 1970-х модный фолк-стиль обрастает гламуром (Ив Сен Лоран) и громко звучит избыточный стиль диско с блеском пайеток, брюками клеш и ботинками на платформе.
КРИЗИС НАЧАЛА 1980-Х
Основные затронутые страны: США, Канада, Великобритания, Франция, Япония
Длительность: 1981-1982
Общественный, политический и культурный фон
Кризис начала 1980-х начался с энергетического кризиса 1979 года и лишь усугубил проблемы в стагнирующей мировой экономике, однако США и Япония смогли выйти из него довольно быстро и восстановить экономику уже к 1983 году. В бизнес пришли молодые активные профессионалы нового поколения, последовавший за кризисом рост породил поколение новых богачей — яппи, декларирующих показное потребление и успех. Главным источником глобальных культурных трендов становится телевидение, окончательно покрывшее весь земной шар. Свадьбу принцессы Дианы в 1981 году смотрят в прямом эфире 750 млн человек, сериал «Династия» — наиболее рейтинговый на телевидении США.
Что произошло в моде
Вульгаризация гламура, идея тотальной роскоши и статусных брендов. Телевидение задает новый канон стиля — избыточно торжественный и нарядный: блеск, яркие ткани, крупная бижутерия, объемные рукава и плечи, узкие юбки. Яппи декларируют успех с помощью одежды, бренды, формирующие «статусный» образ во всех ипостасях, выходят на первый план (Armani, Ralph Lauren, Versace).
КРИЗИС НАЧАЛА 1990-Х
Основные затронутые страны: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Финляндия, Великобритания
Длительность: 1990-1994
Общественный, политический и культурный фон
Снижение потребительской и деловой активности произошло в результате шокового падения цен на нефть в 1990 году, окончания холодной войны и последующего сокращения расходов на оборону, кредитного кризиса и спада строительства после бума 1980-х годов. Падение СССР и биполярной системы мира стало важным моментом для переосмысления не только экономических моделей, но и культурных парадигм во многих странах. От торжества успеха 1980-х мир переходит к эре сексуальности, порно-шика гранжа и последнего расцвета субкультурных движений. Культура (как и мода) расщепляется.
Что произошло в моде
Влечение кризиса модой владели гранж (ранний Марк Джейкобс), гиперсексуальность (Жан-Поль Готье, Кальвин Кляйн) и субкультурная эстетика (панки, металлисты, поты, скинхеды и так далее). Но после нормализации экономики мода резко кинулась в буйную театральность Джона Гальяно. Главные черты моды после кризиса начала 1990-х и вплоть до конца нулевых: ее карнавализация и устойчивое развитие гламура, фиксирующего успех.
КРИЗИС 2008 ГОДА
Основные затронутые страны: Весь мир
Длительность: 2008-2011
Общественный, политический и культурный фон
Ипотечный кризис, начавшийся в США в 2007 году, привел в 2008-м к краху нескольких крупнейших финансовых институтов, прежде всего банка Lehman Brothers. Спровоцированная финансовым кризисом рецессия распространилась на весь мир и сильно ударила по среднему классу, представители которого массово теряли работу. На смену идеологии успеха пришла идея самореализации и творческого поиска. Крупнейшим культурным явлением, порожденным кризисом, стали хипстеры.
Что произошло в моде
Мода отказывается от гламура в пользу индивидуального стиля, на смену логомании и брендомании приходит увлечение концептуальным дизайном и винтажем, вместо статуса — самобытность, В моде бохо, хиппи, смешение стилей и новое прочтение эстетики 1950-х, 1970-хи 1980-х годов.
Интересно? Подписывайтесь — на моем канале вы найдете профессиональные материалы о дизайнерах, брендах, тенденциях, об индустрии моды настоящего и прошлого.
Читайте также:
Кто такой Жан Пату и как возрождали его бренд