Недавно смотрел фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна», решился на просмотр по двум причинам: Бенедикт Камбербургер в главной роли и котики. Ну и еще читал про художника, было интересно – что покажут в фильме?
Давайте подробнее обсудим удивительную жизнь художника и большего любителя котов!
Сразу предупреждаю – спойлеры. Потом не жалуйтесь, что вас не предупреждали. Хотя это фильм биография, все давно известно и описано, но все же. Я не редиска.
Итак, в чем соль? Жил-был в викторианской Англии аристократ Луис Уэйн, хотел изучать все и сразу, умел недурно рисовать и выращивал усы для маскировки заячьей губы.
Семья тем временем погружалось на долговое дно: глава семейства умер, содержать мать и 5 сестер был вынужден Луис, никогда не проявляющий успехов в заработках. Но это же аристократы – они еще и взяли к себе гувернантку, Эмили. С ней и сошелся наш герой, что вызвало скандал: разница в социальном положении, так она еще и старше на 10 лет!
И только молодая семья обосновалась в новом доме, новый твист – у Эмили рак груди. Детей завести не успеют, но зато забирают домой уличного котенка, он и заменит им ребенка. Питер (котенок) стал самым доступным натурщиком для художника, а потом чуть ли не главной музой.
В 1887 году журнал The Illustrated London News опубликовал 150 котов Уэйна в специальном рождественском выпуске. Коты, большинство из которых подозрительно похожи на Питера, моют посуду, участвуют в застольях и танцуют, короче котики ведут себя как люди. Как вы уже поняли, это разрыв и сенсация.
А тут нас поджидает твист номер два – через неделю после триумфального выпуска журнала умирает Эмили, любимая жена Луиса. Удар, который он так и не пережил полностью.
Но пока он пытается утолить тоску в активной защите прав животных и активно творит – до 600 рисунков в год, всевозможные статуэтки и фигурки, иллюстрации к книгам и не только.
Дальше в жизни Луиса Уэйна были взлеты и особенно больные падения: приемлемые гонорары (но все равно скромные для такого явления, как массовое помешательство на тех рисунках) прерывались попаданием в глубочайшие долговые ямы и прогорание инвестиций, была и поездка в США, и патриотический кот в Первую мировую войну, была и утонувшая в подлодке огромная партия фарфоровых фигурок…
В какой-то момент поведение Уэйна стало меняться – из добродушного и милого мужичка он превращался в злобного и агрессивного хрыча с приступами и безумными поступками. Так он оказался в психбольнице довольно скверного качества, где его отыскали журналисты.
Тут любители кошек показали свою отзывчивость. Акция поддержки на всю страну, сбор средств – и вот наш герой уже в респектабельной больнице спокойно проводит свою старость и тихонечко творит. До конца жизни он продолжил рисовать любимых котов, но теперь не было этой гонки и бесконечных долгов, только чистое творчество.
И еще. Часто его называют шизофреником, но это не так. Безусловно, расстройство у него было, но его стиль не сильно менялся – он в года болезни часто рисовал в своем старом стиле, чего не могут шизофреники. Почему я решил выделить этот момент: существует целая коллекция «От милого до безумного» из 8 его рисунков, якобы показывающая развитие шизофрении у человека и изменение его восприятия. Только рисунки разбросаны по годам, а состав коллекции вызывает вопросы.
Просто как и любой творец пробовал расширить границы своих работ, ну и его многочисленные теории об электричестве тоже повлияли. А вот сам Луис повлиял на совсем другое отношение общества к пушистым друзьям: после всех его кампаний по защите животных еще можно было отмахнуться от котов, но как можно отказать этим пирожкам с работ Уэйна)
В своих работах Луис показывал поведение людей через пушистые метафоры. Вдохновляясь событиями и двуногими кожаными мешками вокруг, он пропускал все через свой удивительный мир и делился кусочком волшебства. Часто он и подсмеивался над новой модой или поведением, но всегда получалось добродушно, без злобы. А люди все сильнее проникались любовью к кошкам и начали все чаще заводить их дома как домашних питомцев.
Закончу словами Герберта Уэллса про Луиса Уэйна: «Он присвоил себе кошек. Он изобрел кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Английские кошки, которые не выглядят и не живут как коты Уэйна, должны стыдиться самих себя».
P.S. Про фильм так и не сказал – к просмотру могу порекомендовать (особенно, если любите драмы), иногда отдает совсем артхаусом, но смотреть было интересно.