Председатель комиссии по вопросам помилования в администрации президента Молдавии Ион Гузун предложил объявить российского посла в Кишиневе Олега Васнецова persona non grata из-за его участия в инаугурации лидера Приднестровья.
- «Нужно формальное решение», — написал Гузун в Facebook.
Напомним, что в ПМР 12 декабря прошли седьмые по счету выборы главы республики. Ее Центризбирком объявил о победе Вадима Красносельского, которого избрали на второй срок. Инаугурация прошла 17 декабря, в ней принял участие и российский дипломат.
При этом власти Молдавии заранее объявили, что не признают выборы в ПМР законными, назвав их «вызовом суверенитету и территориальной целостности Республики Молдова» и отметив, что они «могут иметь контрпродуктивные последствия для процесса приднестровского урегулирования».
Даже если и так. Они же признают ПМР территорией Молдовы, значит, посол может свободно перемещаться по всей территории страны, включая левобережье Днестра.
Почему их так корежит?
Отметим, что это происходит на фоне скандала с недопуском в страну десяти россиян, направлявшихся на выборы. Среди тех, кого в аэропорту Кишинёва не пустили через границу и отправили обратно, член СПЧ Александр Брод, глава «Русского национально-культурного сообщества» Евгений Бакланов, три члена Общественной палаты России Александр Холодов, Павел Пожигайло и Владимир Журавлев, историк и политолог Наталья Нарочницкая.
Последняя назвала случившееся «пощечиной России».
Кроме того, молдавские спецслужбы в аэропорту задержали российского журналиста, создателя проекта WarGonzo Семена Пегова. Его не только подвергли обыску, но и открыто угрожали, что выдадут украинским силовикам.
Не слишком ли молдавские власти попутали берега?
А ведь Россия предоставила им минимально возможную цену на газ как жест доброй политической воли. Но, очевидно, в Кишиневе любят кусать кормящую руку…
Если дойдет до высылки посла, может, стоит перестать быть добренькими и пересмотреть скидку?
- — На данный момент администрация президента Молдовы устами пресс-секретаря Сорины Штефырцэ отмежевалось от этого заявления, сделанного председателем комиссии по помилованию осужденных при президенте РМ Ионом Гузуном, — подчеркивает политолог, исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», Владимир Букарский.
- — Но министерство иностранных дел и европейской интеграции РМ выпустило коммюнике, в котором визит посла РФ в Молдове Олега Васнецова в Тирасполь назван «недружественным шагом».
Тем не менее, следует учесть, что Молдова несамостоятельна в своей политике. Нынешние власти — это абсолютные марионетки Запада, и любые действия, которые они предпринимают, скоординированы с их западными кураторами. И если в Вашингтоне или Брюсселе решат, что российский посол в Молдове должен быть объявлен «врагом» и покинуть страну — такое решение будет принято властями Молдовы.
«СП»: — Чего их так возмутило? Если Приднестровье — это Молдова, то почему посол не имеет права перемещаться по территории страны?
- — Потому что власти Молдовы решили полностью делегитимизировать Приднестровье и его власти. Идеологом этого подхода выступает пропагандист правящего в Молдове режима, зоологический русофоб Виталий Андриевский, который заявил в одной из своих недавних статей, что любому иностранцу, включая послов и дипломатов, следует запретить посещение «территорий, не контролируемых властями Молдовы».
«СП»: — Ранее они не пустили и выслали из страны нескольких россиян, направлявшихся в Приднестровье на выборы. Зачем? Что это дало? Ну, ладно, посол фигура публичная. Но простые люди чем помешали?
- — По той же причине, что я указал выше. Полная делегитимизация Приднестровья, его властей, и всех избирательных процессов в Приднестровье. Людей не пустили именно потому, что они отправлялись на выборы, которые нынешняя марионеточная власть Молдовы по приказу Запада объявила «незаконными».
«СП»: — Чем на все это может ответить Россия? Есть ли политико-дипломатические способы давления?
- — Сегодня Россия крайне ограничена в рычагах давления на власти Молдовы. Но такие рычаги по-прежнему есть — это молдавский экспорт на российский рынок, трудовые мигранты, работающие в России, транзитные перевозчики и т. д. Однако использование кнута как меры давления только усилит русофобский курс правящего режима.
На мой взгляд, следует активнее использовать народную дипломатию — молдавскую диаспору на территории России, сотрудничество между городами-побратимами, культурные связи. Ресурс «мягкой силы» на молдавском направлении ещё не исчерпан, надо лишь эффективно его использовать.
«СП»: — Интересно, что совсем недавно Кишинев получил скидку на газ, до этого они орали: спасите-помогите! То есть, по их мнению, так и надо? Развести Москву на «бабки», а после этого делать, что хотят? Не поторопились ли?
- — В Молдове живут сотни тысяч граждан, которые искренне выступают за дружбу и союз с Россией, и которые не голосовали на выборах за Санду и её партию PAS. Кроме того, Приднестровье, зажатое между двумя недружественными режимами, также зависит от поставок российского газа в Молдову. Да, можно сказать, что все эти люди находятся в заложниках у прозападного режима в Молдове, но они не должны нести наказание вместе с этим режимом.
«СП»: — Москва ведь не может изменить цену, контракт-то долгосрочный? Но по истечению контракта больше поблажек не будет? И молдавская «Це Европа» получит, наконец, «Це европейскую» цену?
- — За пять лет в Днестре утечёт много воды (если, конечно, Днестр не засохнет полностью вследствие действий Украины по строительству Новоднестровского узла). За эти годы Молдова может вообще исчезнуть с карты мира. Но, надеюсь, этого не произойдёт, и нынешняя, крайне некомпетентная, вредительская власть прозападных марионеток в самом ближайшем будущем уйдёт на свалку истории. А в Молдове к власти придут куда более адекватные и разумные люди.
— В Молдавии политические элиты не монолитны, — отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
- — Поэтому тот, кого не касается непосредственно вопрос газовых поставок, кто за это не отвечает, тот вполне может продолжать заявлять про российского посла и вести антироссийскую политику. Конечно, с точки зрения российско-молдавских отношений в целом все это вредно. Так как Москва воспринимает эти заявления как комплексную позицию Кишинева.
В переговорах по газовому контракту была опция пересмотра формулы ценообразования в первый год его реализации. Однако не факт, что Молдавия подаст заявку о пересмотре цены.
Но если подаст, то не факт, что «Газпром» согласится пойти ей на встречу. «Газпром» уже объяснял, почему, имея очень сильные переговорные позиции, в октябре все-таки пошел на уступки Молдавии. Куприянов («Газпром» — ред.) открыто сказал, что было учтено указание президента России. Но если молдавские власти будут продолжать вести антироссийскую политику, то вполне мнение российских властей может измениться.
Я думаю, власти России исходили из такого тезиса: если сейчас надавить на Молдавию и поставить ей контракт со спотовыми ценами на газ, то не останется возможностей вернуть к власти пророссийских политиков в Молдове. Поэтому решили пойти Кишиневу навстречу, рассчитывая, что это будет воспринято молдавским народом как жест доброй воли, и они будут поддерживать на следующих выборах пророссийских политиков.
Но мы на многих примерах видим, что размер скидки на нефть или газ не влияет на степень политической лояльности других стран к России. Самый яркий пример Украина, которая десятилетиями покупала российский газ по льготным ценам и вот чем все закончилось.
Даже Белоруссия всегда вела самостоятельную политику, которая не коррелировала с размером скидки на российские углеводороды. Мы помним, что между нашими странами было множество конфликтов в разных сферах, что показывает, что Белоруссию нельзя назвать страной с зависимой от России политикой.
«СП»: — Молдова как клиент интересна «Газпрому»? Тут политика или экономика?
- — Нынешние цены на газ для Молдавии выгодны «Газпрому», и ему выгодно продавать любые объемы газа. Это же коммерческая компания. Хотя в других обстоятельствах «Газпром» смог бы подписать еще более выгодный для себя контракт.
«СП»: — Нас часто обвиняют в политизации газового вопроса. А может, в этом нет ничего такого? Логично же: друзьям — дешевый газ, врагам — шиш с маслом…
- — Потребители всегда выступают против политизации поставок газа. Они считают, что, если вдруг испортятся политические отношения с поставщиком, то есть риск того, что поставки вообще остановятся. Т.е. политические отношения нестабильны, и никому не хочется, чтобы поставки газа также стали нестабильными.
Но в реальности нам, как поставщику политизация как раз не выгодна, так как экономически мы конкуренцию у других поставщиков выигрываем, поэтому нас выдавливают именно за счет политизации — говорят, то мы неправильные поставщик, и в нашем газе нет «молекул свободы» и т. д.
Не надо забывать, что продажа газа приносит нам деньги и мы уже более 50 лет продаем его в Европу.