Найти в Дзене
История войн и оружия

Средние танки Т-54А и Т-54Б

Т-54Б
Т-54Б

Когда средний танк Т-54 в 1951 г. принял свой окончательный вид, начались его бесконечные модернизации и улучшения.

Для более точного поражения целей танковая пушка Д-10Т получила в 1951 г. стабилизатор наведения в вертикальной плоскости СТП-1, его создало ЦНИИ-173 под руководством И. Погожева.

Пушка с этим стабилизатором получила индекс Д-10ТГ, стабилизатор должен был двигать орудие в ту сторону в которую поворачивался прицел.

Недостатком конструкции был процесс заряжания, орудие блокировалось на заданных углах возвышения, наводчик в таком случае не мог вести наблюдение за целью.

Танк Т-54А Венгерской народной армии.
Танк Т-54А Венгерской народной армии.

Установка пушки со стабилизатором дала основание дать обозначение танку Т-54А (объект 137Г). Орудие Д-10ТГ получило эжекционное устройство для продувки канала ствола после выстрела и подъемный механизм со сдающим звеном, который должен был предохранять пушку при задевании посторонних предметов.

Затвор пушки имел предохранитель от случайного выстрела и механизм повторного взвода.

Внесли изменения в компенсирующий механизм чтобы уравновесить пушку на углах возвышения и склонения. Установили автоматизированный электропривод поворота башни с двойным управлением, новый стопор башни, усовершенствованный прицел ТШ-2А-22 с смещенной влево окулярной частью и шкалой дальности до цели. Механик-водитель получил активный прибор ночного видения ТВН-1.

В систему питания ввели третий наружный бак на 95 л., поставили двухступенчатый воздухоочиститель с тремя кассетами и эжекционным отсосом пыли, вместо нерегулируемых входных жалюзи над радиаторами сделали регулируемые, которые управлялись рукояткой в боевом отделении. Остальные системы, включая трансмиссию остались прежними.

Установили радиостанцию Р-113 и ТПУ Р-120.

Т-54А приняли на вооружение в 1954 г. В четвертом квартале предусматривалось изготовить установочную партию в 50 машин. Но подвели стабилизаторы и техническим требованиям соответствовали только 25 единиц.

Выпускался танк год, в ограниченных количествах на базе Т-54А изготавливали командирский танк Т-54АК.

Вертикальная стабилизация вооружения позволила в 10 раз повысить вероятность поражения цели с трех до 30 процентов.

Т-54А имел успешную экспортную судьбу, он по советской лицензии выпускался в Польше, Чехословакии и Китае. Поляки внесли в конструкцию ряд усовершенствований, машина получила вращающийся пол боевого отделения, механик-водитель получил гидроусилитель механизма поворота и главного фрикциона, улучшили системы смазки и воздушного запуска мотора. Сетки входных жалюзи стали овальной формы.

Запас хода из-за увеличения в два раза наружных топливных баков с 3 до 6 вырос до 830 км. Изменилось расположение и количество ящиков ЗИП, их стало два. На машинах установили штампованные опорные катки, ОПВТ, а на корме кронштейн для 200-литровой бочки с топливом. Модернизированные танки получили название Т-54АМ. Командирский назывался Т54D (D — dowodczy — командирский) с дополнительной радиостанцией. В Польше изготовили около 3 тыс. танков Т-54А и Т-54АМ.

Чехословакия выпускала Т-54А до 1964 г. и построила около 2,5 тыс. машин, модернизации танка проводились по советским программам.

Китай Т-54А производил с 1961 по 1987 г., всего изготовили около 6 000 единиц, он получил название «Туре 59». В Пакистане уже Китай построил завод по производству своих "59-х".

В китайской армии танк постоянно модернизировался. Первой модификацией стал Туре 59-1 с двухплоскостным стабилизатором пушки и активными приборами ночного видения. Пушка получила бронебойный оперенный подкалиберный снаряд АР 100-2.

В начале 1980х гг. начали устанавливать свои лазерные дальномеры. К концу 80-х гг. до "Туре 59-I" довели все "Туре 59".

Следующая модификация "Туре 59-II" получила нарезную 105-мм пушку L7A3 с теплозащитой. Помимо стандартного НАТОвского набора боеприпасов был и китайский БОПС с сердечником из уранового сплава.

Тип 59.
Тип 59.

Для экспортных поставок в 1986 г. разработали вариант "Type 59R". С дизелем VR-36 мощностью 730 л. с., боеприпасами нового типа, усовершенствованной системой управления огнем (СУО) и системой противоатомной защиты (ПАЗ). Усовершенствовали ходовую часть, на бортах поставили стальные противокумулятивные экраны.

Модернизированный вариант "Туре 59" с измененной ходовой частью и стальными противокумулятивными экранами получил название "Туре 69".

Впервые новую машину показали в сентябре 1982 г. "Туре 69-I" получил 100-мм гладкоствольную пушку китайской разработки. Но выпустили только 150 таких машин, так как выяснилось, что нарезная пушка имеет лучшую точность и большую бронепробиваемость. Поэтому начался выпуск "Туре 69-II" со 100-мм нарезной пушкой. На части машин зенитный пулемет защищался бронещитом. Танки второго типа выпускались по китайской лицензии в Пакистане.

Тип 69.
Тип 69.

В октябре 1984 г. на параде в Пекине был показан "Туре 69-III" со 105-мм пушкой L7A3, на бортах башни устанавливались 8 дымовых гранатометов и ящики ЗИП, курсовой пулемет убрали. Машина получила двигатель 12150L-7BW мощностью 730 л.с. и гусеницу с резинометаллическим шарниром. Боевая масса танка выросла до 37,5 т.

В начале 80-х гг. танк "Туре 69" был модернизирован, он получил новый сварной корпус с многослойной броней лобовой части и шести катковую ходовую часть. Башня осталась как у "Туре 69-II" с 105-мм нарезной пушкой и системой управления огнем JSFCS-212. Внутри башни был также лазерный дальномер.

Тип 80
Тип 80

"Туре 80-II" получил автоматическую трансмиссию, усовершенствованную СУО, система защиты от ОМП. Боевая масса выросла до 38,5 т. "Туре 80-IIМ" получил 125-мм гладкоствольную пушку, аналог советской 2А26 с боекомплектом в 42 выстрела. "Туре 85-II" получил сварную башню и более современные средства связи. Боекомплект возрос до 46 выстрелов, а боевая масса достигла 39 т. Командирский "Туре 85-IIА" имел дополнительные средства связи, уменьшенный боекомплект, зарядный агрегат и навигационную аппаратуру.

На базе "Туре 59" создали облегченный танк "Туре 62". Всего выпустили 1 200 боевых машин, корпус танка сваривался из катаной брони, башня литая с вварной крышкой. Вооружение китайский вариант советской 85-мм советской пушки ЗИС-С-53 с эжектором для удаления пороховых газов. Стабилизации у орудия не было, как и приборов управления стрельбой. Ночной прибор наблюдения был у механика-водителя. Масса танка составила 20,5 т.

Т-54Б
Т-54Б

В 1956 г. была разработана на базе "объекта 137Г2" следующая модификация Т-54 с буквенным обозначением Б. В июне в Нижнем Тагиле были сданы три опытных образца. Официально танк приняли на вооружение постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 августа 1956 г. Приказ министра обороны СССР последовал 11 сентября 1956 г.

Т-54Б получил пушку Д-10Т2С с электрогидравлическим двухплоскостным стабилизатором СТП-2 "Циклон", точность при стрельбе с ходу выросла до 60 %. Пушка и башня управлялась при включенном стабилизаторе с помощью пульта. Была изменена конструкция механизма поворота башни.

Для улучшение работы заряжающего пол в боевом отделении стал вращающимся, частично изменили расположение боекомплекта.

Ввели активные приборы ночного видения: прицел наводчика ТПН-1-22-11, прибор командира ТКН-1 и механика-водителя ТВН-2. Танк получил два прибора ИК подсветки: Л-2 на орудийной маске и ОУ-3 на командирской башенке.

Дневной прибор наблюдения командира ТПК-1 заменили прибором ТПКУБ.

Т-54Б получил ОПВТ, в походном положении воздухопитающая труба укладывалась на левой надгусеничной полке.

Туре 88 на параде в Пекине в 1989 году.
Туре 88 на параде в Пекине в 1989 году.

Был также командирский танк Т-54БК. Выпускались танки, тягачи на его базе и инженерные машины на трех заводах.

Т-54 преодолевает водную преграду с воздухопитающей трубой-лазом.
Т-54 преодолевает водную преграду с воздухопитающей трубой-лазом.

Всего выпустили около 17,5 тыс. танков Т-54.

Но в то время военные теоретики посчитали, что танк требуется модернизировать, для действий в условиях ядерной войны и начались работы над новым танком.

Спасибо за прочтение.

Источник: Средние танки Т-54 и Т-55.