Найти в Дзене
Потребляш

Я делаю все законно: отдыхаю, покупаю и развлекаюсь.

Сегодня мы разберем такие понятия как консьюмеризм и глобализация. Повлияли ли они друг на друга и каким образом. Давайте посмотрим. Простыми словами консьюмеризм - это потребительство на правовом уровне. Консьюмеризм является неотъемлемой частью маркетинга. Маркетинговая деятельность любой компании обязана учитывать права потребителей и нести ответственность в случае нарушения этих прав. Потребитель имеет право на безопасность, информированность, на выбор и право быть услышанным. Эти права признаны на международном уровне. Ходить по магазинам, отдыхать и развлекаться - это все то, чем мы любим заниматься. Буквально повсюду СМИ призывает людей брать от жизни все, жить для себя. Сейчас показателем статуса являются модные вещи - машины, одежда, телефоны и т.д. В наше время продается практически все, что мы желаем от вещей до услуг. Получается, что в обществе потребления настоящие ценности превращаются в искусственные. Но ведь раньше такого не было. Все изменилось благодаря глобализации.

Сегодня мы разберем такие понятия как консьюмеризм и глобализация. Повлияли ли они друг на друга и каким образом. Давайте посмотрим.

Простыми словами консьюмеризм - это потребительство на правовом уровне. Консьюмеризм является неотъемлемой частью маркетинга. Маркетинговая деятельность любой компании обязана учитывать права потребителей и нести ответственность в случае нарушения этих прав. Потребитель имеет право на безопасность, информированность, на выбор и право быть услышанным. Эти права признаны на международном уровне. Ходить по магазинам, отдыхать и развлекаться - это все то, чем мы любим заниматься. Буквально повсюду СМИ призывает людей брать от жизни все, жить для себя. Сейчас показателем статуса являются модные вещи - машины, одежда, телефоны и т.д. В наше время продается практически все, что мы желаем от вещей до услуг. Получается, что в обществе потребления настоящие ценности превращаются в искусственные. Но ведь раньше такого не было. Все изменилось благодаря глобализации.

-2

Ключевыми агентами глобализации, расчищающими путь беспрепятственному движению капитала на мировых просторах, являются МВФ, ВБ, ВТО, правительства ведущих западных государств. Таким образом, весь мир должен выстраиваться в соответствии с западной моделью. Теперь же консьюмеризм не является способом борьбы за выживание, а уже как инструмент формирования объединения в обществе.

  • Производство стало не только массовым, но и гибким, что дало возможность потребителям строить свою жизнь с помощью вещей. Теперь общество не хочет быть как толпа, а ищет индивидуальность.
  • Теперь уже в обществе главенствует маркетинговые коммуникации. То есть прежде чем произвести новый товар, производитель думает о том, как и кому его можно сбыть в условиях, когда в принципе уже существуют средства удовлетворения данной потребности.
  • В обществе потребления происходят революционные изменения в организации торговли, сферы обслуживания. Ключевые позиции занимают крупные торговые центры, супермаркеты, превращающиеся в места проведения досуга, музеи современной культуры потребления.
  • Параллельно радикально меняется поведение покупателей: все большее место занимает так называемое shopping about – хождение по магазинам без наличия более или менее ясно осознанной цели. Шоппинг становится широко распространенной формой досуга. Речь идет даже о проявлении консюмеризма в сфере культуры, средствах коммуникации, экономике, образовании, спорте и т.д.
  • В условиях научно-технического прогресса происходит вытеснение человека из производства, идет передача человеческих функций машине, новым знаниям и технологиям.
  • Потребление «пожирает» производство, которое уходит на второй план, одновременно изготавливая все более и более бесполезные вещи.
  • СМИ создают общественное мнение, ценности, потребности, определенные социальные нормы, к которым каждый из нас должен стремиться.

Где и когда появился консьюмеризм?

-3

В Америке консьюмеризм изначально стал стержнем культуры общества. Ее ключевой миф, получивший название «американской мечты», опирается на сугубо потребительское измерение социального успеха: прежде всего, это собственный дом, потом мечта обросла другими материальными подробностями. Предметы потребления выступают основными маркерами индивидуального успеха, поэтому демонстративное потребление является функциональным механизмом. Через них же проявляется и реальная свобода граждан общества потребления: свобода выбора товаров и услуг.

В России движение потребителей зародилось только во второй половине 80-х гг. XX в. на волне перестройки как проявление начавшегося формирования гражданского общества и развития правосознания граждан.Под давлением общественных движений в России принят закон о защите прав потребителей. В РФ основным законом в сфере защиты прав потребителей является Закон РФ «О защите прав потребителей». В нем отстаиваются права потребителей на качественную продукцию и качественное выполнение работ (услуг). Эти права потребителя также закреплены в Конституции РФ, кодексе РФ об административных правонарушениях и др.

В Китае долгое время отсутствовал закон о защите прав потребителей. В 1993 г. в Китае был принят Закон о защите прав и интересов потребителей, в котором установлено, что потребители имеют право на безопасность, информационный доступ, самостоятельный выбор, справедливую сделку, обращение за компенсацией, уважительный подход к национальным обычаям и ритуалам, контроль и надзор. Вместе с тем были зафиксированы и обязанности изготовителей и продавцов товаров, а также представителей услуг. Потребители, особенно китайские, заинтересованы в приобретении полезных для здоровья товаров, поэтому многие товары стали подвергать контролю с целью выявления свойств, опасных для жизни и здоровья потребителей.

Таким образом, мы теперь стали более продвинутыми потребителями и знаем тонкости своих прав. Благодаря глобализации все изменилось, и сейчас сложно представить наш мир и общество потребления без технологий и коммуникаций в сфере Интернета.

А какие особенности консьюмеризма можете выделить вы из-за глобализации и цифровизации общества?

Авторы: Осмоловская Д.