Сегодня мы разберем такие понятия как консьюмеризм и глобализация. Повлияли ли они друг на друга и каким образом. Давайте посмотрим.
Простыми словами консьюмеризм - это потребительство на правовом уровне. Консьюмеризм является неотъемлемой частью маркетинга. Маркетинговая деятельность любой компании обязана учитывать права потребителей и нести ответственность в случае нарушения этих прав. Потребитель имеет право на безопасность, информированность, на выбор и право быть услышанным. Эти права признаны на международном уровне. Ходить по магазинам, отдыхать и развлекаться - это все то, чем мы любим заниматься. Буквально повсюду СМИ призывает людей брать от жизни все, жить для себя. Сейчас показателем статуса являются модные вещи - машины, одежда, телефоны и т.д. В наше время продается практически все, что мы желаем от вещей до услуг. Получается, что в обществе потребления настоящие ценности превращаются в искусственные. Но ведь раньше такого не было. Все изменилось благодаря глобализации.
Ключевыми агентами глобализации, расчищающими путь беспрепятственному движению капитала на мировых просторах, являются МВФ, ВБ, ВТО, правительства ведущих западных государств. Таким образом, весь мир должен выстраиваться в соответствии с западной моделью. Теперь же консьюмеризм не является способом борьбы за выживание, а уже как инструмент формирования объединения в обществе.
- Производство стало не только массовым, но и гибким, что дало возможность потребителям строить свою жизнь с помощью вещей. Теперь общество не хочет быть как толпа, а ищет индивидуальность.
- Теперь уже в обществе главенствует маркетинговые коммуникации. То есть прежде чем произвести новый товар, производитель думает о том, как и кому его можно сбыть в условиях, когда в принципе уже существуют средства удовлетворения данной потребности.
- В обществе потребления происходят революционные изменения в организации торговли, сферы обслуживания. Ключевые позиции занимают крупные торговые центры, супермаркеты, превращающиеся в места проведения досуга, музеи современной культуры потребления.
- Параллельно радикально меняется поведение покупателей: все большее место занимает так называемое shopping about – хождение по магазинам без наличия более или менее ясно осознанной цели. Шоппинг становится широко распространенной формой досуга. Речь идет даже о проявлении консюмеризма в сфере культуры, средствах коммуникации, экономике, образовании, спорте и т.д.
- В условиях научно-технического прогресса происходит вытеснение человека из производства, идет передача человеческих функций машине, новым знаниям и технологиям.
- Потребление «пожирает» производство, которое уходит на второй план, одновременно изготавливая все более и более бесполезные вещи.
- СМИ создают общественное мнение, ценности, потребности, определенные социальные нормы, к которым каждый из нас должен стремиться.
Где и когда появился консьюмеризм?
В Америке консьюмеризм изначально стал стержнем культуры общества. Ее ключевой миф, получивший название «американской мечты», опирается на сугубо потребительское измерение социального успеха: прежде всего, это собственный дом, потом мечта обросла другими материальными подробностями. Предметы потребления выступают основными маркерами индивидуального успеха, поэтому демонстративное потребление является функциональным механизмом. Через них же проявляется и реальная свобода граждан общества потребления: свобода выбора товаров и услуг.
В России движение потребителей зародилось только во второй половине 80-х гг. XX в. на волне перестройки как проявление начавшегося формирования гражданского общества и развития правосознания граждан.Под давлением общественных движений в России принят закон о защите прав потребителей. В РФ основным законом в сфере защиты прав потребителей является Закон РФ «О защите прав потребителей». В нем отстаиваются права потребителей на качественную продукцию и качественное выполнение работ (услуг). Эти права потребителя также закреплены в Конституции РФ, кодексе РФ об административных правонарушениях и др.
В Китае долгое время отсутствовал закон о защите прав потребителей. В 1993 г. в Китае был принят Закон о защите прав и интересов потребителей, в котором установлено, что потребители имеют право на безопасность, информационный доступ, самостоятельный выбор, справедливую сделку, обращение за компенсацией, уважительный подход к национальным обычаям и ритуалам, контроль и надзор. Вместе с тем были зафиксированы и обязанности изготовителей и продавцов товаров, а также представителей услуг. Потребители, особенно китайские, заинтересованы в приобретении полезных для здоровья товаров, поэтому многие товары стали подвергать контролю с целью выявления свойств, опасных для жизни и здоровья потребителей.
Таким образом, мы теперь стали более продвинутыми потребителями и знаем тонкости своих прав. Благодаря глобализации все изменилось, и сейчас сложно представить наш мир и общество потребления без технологий и коммуникаций в сфере Интернета.
А какие особенности консьюмеризма можете выделить вы из-за глобализации и цифровизации общества?
Авторы: Осмоловская Д.