Гениальная книга - не обязательно шедевр "изящной словесности". Это такая, в которой каждое новое поколение увидит что-то своё. Иногда даже то, что не подразумевал её создатель. Хотя, возможно, это мы не проникли в ход мыслей автора.
Наверное, каждый задавался вопросом: почему Александр Беляев закончил свой роман "Человек-амфибия" не так, как нам бы хотелось? Разве полюбившиеся читателю герои не заслужили счастья? А ведь здесь - как раз тот случай, когда "счастье было так возможно". Так почему?
Для современников писателя это была книга о проблемах биологии и... атеизма. Ведь не случайно епископ в книге - хладнокровный негодяй, в сравнении с которым "главгад" Зурита - не более, чем мелкий пакостник.
Но на вопрос "можно ли усовершенствовать человека" автор ответил недвусмысленно: НЕ СТОИТ. Получится нечто, может быть, и со сверхвозможностями, но это будет уже не человек. Скажем мягче - не совсем человек... И что ему делать среди людей?
Как будто именно об этом размышляет Ихтиандр на иллюстрациях Николая Гришина. Какой узнаваемый типаж! Настоящий молодой учёный - шестидесятник. "Физик-лирик".
За почти столетнюю жизнь романа его иллюстрировали десятки художников. И получался Ихтиандр то Геркулесом, вполне довольным жизнью,
то озорным мальчишкой, которому так не хватает общения (хочет ведь, хочет, чтобы его заметили!)
Но, кажется, он смирился со своим безнадёжным одиночеством.
А на рисунках современных художников... Всё же когда рядом дружище-Лидинг, уже не один.
Вячеслав Остапенко так изобразил встречу лицом к лицу с человеком. Кто больше испугался?
А это - обложка японского издания. Очень тёплые иллюстрации, которые раз показались в Сети - и подевались куда-то...
На разных языках - и "омулем" станешь, и даже "балыком"!
Но какими видел персонажей сам автор? Если посмотреть на прижизненные иллюстрации... Первым иллюстратором Беляева стал его друг и постоянный сотрудник Шпир Анатолий Фёдорович. Именно он сделал рисунки к самой первой, журнальной публикации романа в журнале "Вокруг света".
Учёные мужи обсуждают саму возможность человека приспособиться к жизни в океане. Вид у Сальватора какой - то маньячный?
Кристо нашёл способ проникнуть туда, куда "посторонним вход воспрещён": принёс больную "внучку".
Оказалось, в садах, недоступных посторонним, кипит жизнь!
А вот этот эпизод в книжный вариант не вошёл (и это - не единственная страница, которую забраковал сам автор): выбравшись в город, Ихтиандр увидел расстрел демонстрации фермеров. Безошибочная интуиция подсказала ему, что не могут быть правы те, кто убивает!
Чем не кошмар?! Если не знать, что парень под водой просто...отдохнул!
Самый мрачный эпизод романа: Ихтиандр в затонувшем корабле. Единственный живой...
Да ведь такой герой вполне мог найти своё место среди людей! Пусть он слегка "не от мира сего" благодаря воспитанию, но - сообразителен и вполне обучаем. Жизнь учит жестоко!
С другой стороны - так ли уж плохи люди?
Если даже почти никогда не появляясь на земле, можно встретить замечательную Гуттиэре,
И такого надёжного Ольсена...
Нормальных людей не просто достаточно - их больше, гораздо больше, чем тех, к кому действительно лучше не приближаться. Только вот - и одного негодяя много. Вполне достаточно, чтобы погубить конкретно тебя.
Иногда губит и слово! Бальтазар на свою беду поверил, что Ихтиандр - его сын. А всего-то его братцу Кристо хотелось разбогатеть за счёт "племянника". Понятное желание, особенно там, где деньги решают всё?
Но Бальтазар, убедившись, что "сын" его и знать не хочет, сходит с ума...
Судя по поднятым проблемам, книга совсем не детская. Но - фантастика! Приключения! Подводный мир! Любовь! И роман прочно прописался в "детском чтении". Только для детских изданий, конечно, иллюстрации должны быть совсем другими. И художники это учитывают.
Рисунки Бориса Косульникова тоже не искрятся оптимизмом, но они - в традициях детской иллюстрации. Цветные - и не перегружены подробностями.
Ольга Подивилова - автор иллюстраций ко многим книгам, не совсем детским - но изданным для детей. Замечательно у неё получается сделать суховатый первоисточник - зрелищным!
Но чего в профессиональных иллюстрациях нет - это юмора. Всё сугубо серьёзно. А вот в любительских и полулюбительских "артах"...
Вот как Ольга Русакова изобразила тиранию авторитарного отца: кормит ужасной человечьей едой - мясом!
Пожалуй, лучшее графическое воплощение у романа ещё впереди. Несомненно художники будут к нему возвращаться снова и снова.
Потому что читать его будут! При всей "устарелости" научной составляющей, при всей "наивности" социальной, вопросы, заданные Беляевым современникам, очень интересны и потомкам.
Например: можно ли вырастить человека, существенно лучше окружающего мира? Идеального? Ну если создать ему все условия - и изолировать от людей... Ведь образование у Ихтиандра - на уровне светил науки. Только узко-специальное: об океане знает столько, что "светилам" и не снилось - и в то же время не очень понимает, что такое "деньги".
И что делать "жертве воспитания" среди людей не-идеальных? Не придётся ли искать братьев по разуму на другой стороне планеты, как пришлось Ихтиандру?