Оригинал - Дэвид Чапмэн, Vividness.live
Дэвид - автор нескольких гипертекстовых книг-сайтов, на удивление трезво мыслящий последователь тантрического буддизма. Многим современным атеистам, материалистам и другим интеллектуалам с претензиями стоит поучиться у Чапмэна последовательности, ясности и чёткости рассуждений.
Фундаментально в этом мире нет ничего неправильного
Это - главное "тантрическое заявление" о природе реальности.
Возможно, кому-то это покажется хорошей новостью: "Круто, чувак! Всё отлично! Нет проблем! Не парься и будь счастлив!"
Это, однако, и неубедительно, и невероятно; и вовсе не в этом взгляд тантры. Потому что проблемы существуют, и далеко не всё в порядке. Нам нужно разбираться с этим.
Чтобы придать этому видимому противоречию смысл - я различаю между практическими проблемами и проблемами, которые можно называть "духовными", "экзистенциальными", "космическими" или "фундаментальными".
Духовные проблемы неизбежно требуют магических решений
Большая часть религий начинается с идеи, что с нашим мирозданием что-то чудовищно не так.
И эта радикальная проблема может быть не очевидна. Работа религии - убедить вас, что:
- у вас есть эта проблема (как и у всех вообще);
- всё очень, очень плохо - куда хуже, чем кажется;
- она затрагивает всё, что существует во вселенной, поэтому от неё никак не спастись;
- она столь обширна, ужасна и непостижима, что не существует какого-то практического способа её решить;
- так что вам будет лучше купить наш бренд волшебства в связи с этим всем.
Например:
- После вашей смерти демоны будут мучить вас вечно, потому что кто-то давно скушал волшебное яблоко;
- Всё сущее пронизано непостоянством, страданием и безличностью;
- Жизнь по существу бессмысленна, так что действовать невозможно.
(Эти тезисы, разумеется, о космических дефектах, предлагаемых христианством, буддизмом и экзистенциализмом).
Согласно тантре, никаких проблем такого сорта не существует.
Непостоянство, страдание и безличность - называются "Тремя Метками Существования" в популярном буддизме, который вокруг этого поднимает много шума. Тантра отказывается считать их за экзистенциальные проблемы или какое-то другое большое дело.
Духовная проблема, согласно религиям, их постулирующим - требует духовного решения. Но таких нет. Эта вера отнимает вашу энергии на попытки разрешить выдуманные духовные проблемы, лишая вас сил, которые пригодились бы в решении практических, реальных проблем.
Страдание не делает мир ущербным
Если бы вселенная была спроектирована ради нас, то мир был бы ущербным. Нам не нравится страдание - однако оно в изобилии представлено вокруг.
Если бы существовал какой-нибудь Бог - то мир тоже был бы неправильным. Если кто-то сотворил этот мир, то с этой работой он справился из рук вон плохо. Его следует уволить. Или, может быть, он вовсе - злобный ублюдок, и мы должны его убить (привет, дистеизм!)
Если бы миру вообще было бы положено быть каким-то, каким он на деле не является, то он был бы, естественно, ущербным и неправильным. Но "положено" предполагает предполагающего. Согласно чьим критериям можно судить этот мир?
Бога нет; мир не был сотворён; он не был запланирован быть каким-то определённым; не существует никакого космического плана, чтобы сравнить с ним то, что есть.
Следовательно, никакой фундаментальной проблемы с миром быть не может. У нас нет оснований для жалоб.
Происходит всякое, по большей части без каких-то особых причин. Некоторые события нам нравятся - некоторые не особо.
Популярный, мэйнстрим-буддизм называет переживания, которые нам не нравятся, страданием, и считает, что это проблема космического масштаба. Это значит, что этот мир неполноценный и должен быть покинут.
Согласно тантре - Три Метки Существования это в действительности "Три Двери к Освобождению": непостоянство предоставляет восхитительное развлечение; страдание даёт энергию для действий; а безличность (или "бездушие") - это просто то, каковы мы есть.
Всеобъемлющая страсть смакует реальные трудности
Этот фрагмент - ключевой с психотерапевтической точки зрения, обратите пристальное внимание
Мысленная позиция тантры - всеобъемлющая страсть.
"Всеобъемлющесть" - означает, что вы открыты к принятию всего в мире. Вы не привередничаете насчёт "этот аспект опыта духовно плохой, нечестивый, так что мне такое не надо".
Подобная "безоценочность" подразумевает, что вы позволяет всему в этом мире быть таким как есть. Вы не держитесь за мысли "это неправильно, это должно быть каким-то другим". Вы принимаете все исходы - включая катастрофические - просто такими, каковы они есть.
Страсть здесь - это желание, интерес к активной связи со всем. Вы заинтересованы во всем, охотно готовы учиться и вмешиваться. Страсть это желание творить и наслаждаться. Страсть управляет проектами и также просто позволяет играться с реальностью, чтобы посмотреть, что будет.
Повседневная действительность доступна для работы
Не существует духовных проблем; однако существуют реальные проблемы. Мелкие, вроде грязной посуды в раковине, и крупные - вроде глобального потепления.
Обширность и страсть, обе ведут вас к тому, чтобы видеть любые ситуации "рабочими". Нет ничего космически ужасного; практические проблемы не доказывают, что этот мир ущербен.
"Рабочесть" при этом не гарантирует, что существует решение. "Фундаментально в этом мире нет ничего неправильного" - не значит, что всё можно исправить, или что жизнь можно довести до совершенства. Катастрофа - всегда возможна. Смерть - всегда гарантирована.
Страсть и всеобъемлющесть вместе подразумевают, что вы можете глубоко заботиться о мире, что вы хотите срочно решать проблемы, что вы всегда готовы сделать лучшее из возможного - и вы невозмутимы, когда у вас не получается.
Обладание таким реалистичным отношением порождает особый вид бесстрашия - ключевое для тантристов свойство. Это не бесстрашие идиота - порождаемое "духовностью" - когда вы абсолютно уверены, что всё в конце концов магически будет хорошо, потому что Бог вас любит.
Это бесстрашие знания, что мир не плох и не хорош; что он не ваш враг; что события часто случайны; что вы сделаете всё, что можете; и что у результатов того, что вы делаете, нет "духовного" смысла.
Тантрист признаёт, что опыт жизни - это смесь удовольствия и боли, и никаких проблем у него с этим нет. Потому что это просто так и есть.
Проблемы - это не проблема. Проблема - это вид возможности: шанс сделать дела получше, чем они были бы в ином случае. Мир полон возможностей. Он богат ресурсами для импровизации, для творчества, для заботы, для связи.
Наслаждение священным миром
Согласно мэйнстриму буддизма, критически важно избегать вовлечения в чувственные удовольствия. Они привязывают вас к этому миру, а этот мир - очень плохое место.
Согласно тантре - мир это фантастическое место. Согласно тантре, нам следует радоваться чувственным удовольствиям настолько часто и тщательно, насколько возможно. В этом нет проблемы, если только, конечно, у таких удовольствий нет каких-либо нежелательных практических последствий.
Также, согласно тантре - возможно наслаждаться всем.
Ничего в этом мире не может быть объективно плохим, потому что не существует абсолютно независимого внешнего стандарта для такой оценки. "Хорошо" и "плохо", "добро" и "зло" - суждения, основанные на сложившихся у нас симпатиях и антипатиях, в конечном счёте. Тантра учит вас воздерживаться от этих суждений.
Согласно поп-буддизму, обыденная реальность совершенно нечиста и осквернена. Святость следует искать где-то ещё, где-то там, вне мира.
Согласно тантре - всё в этом мире священно. Наслаждение должно быть неразделимо с благоговением.
Как это связано с традицией
По существу, эта страница - пересказ нескольких важнейших тантрических доктрин:
- Мирская действительность - в самом деле "поле Будды" или "Чистая Земля", что-то похожее на рай.
- Самсара в действительности и есть Нирвана, они едины;
- Тантристам следует полноценно наслаждаться чувственными удовольствиями, которые предоставлены миром;
- Тантристы постоянно вовлечены в действие состраданием;
- Реальность никто не создавал; Бога не существует