В последние дни, как и много раз до этого, от американских властей слышны пренебрежительные высказывания о нашей стране:
У России нет права на сферу влияния.
Подобная риторика, как я понимаю, основана на том, что Россия виновна в своём советском прошлом. На Западе принято в качестве аксиомы, в качестве очевидной истины, не подлежащей сомнению, что СССР был государством-преступником, вредным для мира. Более того, в этом отчасти убедили даже саму Россию. Во всяком случае, российскими властями это особо не оспаривается, а если и звучат какие-то возражения, то очень осторожные. В целом, на высшем политическом уровне никто не решается спорить с тем, что точка отсчёта современной легитимности, законности в международных отношениях — это 1991-й год, развал СССР. Всё, что было до этого, было неправильно, ушло окончательно и восстановлению не подлежит.
С точки зрения Запада, который создал образ Советского Союза как Империи Зла и других взглядов просто не рассматривает, тут всё логично. Представим, например, отношение международного сообщества к Германии после Второй мировой войны. Нацизм был очевидным злом — на Нюрнбергском процессе он был официально осуждён. Естественно, после этого ни о какой сфере влияния Германии не могло быть и речи — ещё долго, десятки лет. Скажите спасибо, что вам вообще позволили сохранить государственность. Ваше дело теперь — каяться и перевоспитываться. Под руководством стран-победителей, разумеется. И самим немцам, понятное дело, на это было нечего возразить...
Дискредитация, демонизация, чёрный пиар СССР, особо активные в 80-е - 90-е годы и укрепившиеся в сознании даже нас самих, стали для Запада чем-то вроде Нюрнбергского процесса. Стали основанием для того, чтобы считать Россию не вполне достойным государством, не воспринимать её всерьёз и относиться к ней свысока.
И в этом я вижу слабость российской дипломатии. В ответ на аргументы в духе «вы не имеете морального права, у вас был коммунизм» Россия отвечает разве что «на себя посмотрите, вы сами не идеальны». То есть то, что коммунизм — это плохо, это как нацизм, а Сталин — он такой же, как Гитлер, это особо не оспаривается и остаётся за скобками дискуссии.
Но чтобы идти в отстаивании интересов нашей страны до конца, нужно декларировать, что Россия не просто не вредна и не опасна для цивилизации (не вреднее и не опаснее любой мировой державы со сложным и богатым прошлым), а наоборот, несёт человечеству пользу, важные идеи и ценности. Мы должны не просто перестать стыдиться того, что создавалось в Советском Союзе, но должны гордиться этим и продолжить это. Ведь коммунисты провозгласили величайшую цель — построить мир, справедливый и благоприятный для всех. Когда мы осознаем это наследие, этот уникальный исторический опыт и импульс, когда осмелимся реабилитировать СССР, переосмыслим и продолжим его миссию — тогда станет понятным и логичным, почему у России есть право на влияние.
Кстати, это могло бы дать новый подход к решению болезненного вопроса «чей Крым». Запад не признаёт выход Крыма из состава Украины, но не ставит под сомнение законность существования самой Украины как отдельного государства. Иными словами, не ставит под сомнение законность разделения Советского Союза. Если же мы официально признаем ликвидацию СССР преступлением против его народов (или, по крайней мере, катастрофической ошибкой), если усилим геополитический курс на восстановление связей между постсоветскими странами, это поможет шире взглянуть на отношения России и Украины. Если мы вновь станем единым государством или неким государственным содружеством, проблемы Крыма и Донбасса могут быть постепенно решены по принципу «win-win».
США не стесняются заявлять, что они — силы добра. И у них действительно есть для этого основания. Их Декларация независимости вместе с французской Декларацией прав человека и гражданина когда-то создали важнейший законодательный прецедент, вывели правосознание современников на новый уровень. (При этом коммунистов, которые вывели на новый уровень идеалы справедливости по отношению к трудящимся, вполне можно назвать продолжателями дела американских отцов-основателей и французских революционеров — дела правовой гуманизации человечества.) США создали привлекательный, вдохновляющий образ свободы, успеха, богатства. Всё так. И потому они считают себя вправе экспортировать американский образ жизни.
Что же может и должна дать миру Россия?
1. Высокий уровень справедливости. Социально-экономическую модель, построенную на заботе, на оптимальном удовлетворении потребностей каждого, на целенаправленном развитии общественных благ.
2. Ценность образования, науки, рационального мышления — в противовес клиповому восприятию и воинствующему невежеству. То, что было заложено в Эпоху Просвещения, сейчас трещит по швам, когда половая принадлежность становится вопросом самоопределения, а не биологии.
3. И, конечно, пример глобального уровня личных целей, личной мотивации. Пример служения тому делу и тем идеалам, которые гораздо масштабнее обогащения себя и своей семьи, но вовсе не исключают его.