Эта старая ГЭС была построена в 1905 году, а вывели её из эксплуатации в середине 50-х годов. С тех пор здание машинного зала приходило в упадок, его кровля полностью обвалилась, но зато стены и пол до сих пор стоят и не проваливаются. Как можно видеть, кое-где даже есть оригинальная кафельная плитка.
К зданию подходят водоводы от плотины, что была выше по течению реки. При выводе ГЭС из эксплуатации плотину разобрали, а массивные и протяжённые трубы по-прежнему подводятся к машинному залу. Они сделаны качественно с большим запасом прочности. За это время они не проржавели насквозь, а их вентили хоть и не крутятся, но и не выглядят, как будто им больше 100 лет.
Как можно видеть, стены и прочие поверхности если и изрисованы, то не сильно. Сказывается труднодоступность этого места и сложный рельеф с густыми зарослями. Кирпичная кладка выглядит так, будто это вообще новодел. Возможно здание реставрировали. Но если так, то непонятно, почему не сделали кровлю.
Спускаемся вниз, и здесь можно видеть гидросброс в реку. Из этого туннеля вытекала отработавшая в турбинах вода и вновь попадала в реку. Такие массивные стены из камня и бетона нужны для противодействия турбулентным потокам отработанной воды. Дело в том, что здесь использовались гидротурбины с ложками Пелтона, у которых низкий КПД, и после них поток воды сохранял значительную часть кинетической энергии, и эрозия берега наступала очень быстро.
Заходим в туннель гидросброса. Именно сюда поступала вода после турбин. Здесь происходило гашение остаточной энергии потоков воды, после чего она выводилась в реку.
А вот и само лопаточное колесо гидротурбины с ложкам Пелтона. Сейчас здесь нет так называемых крышек корпусов или "улиток". Поток воды по трубе заводился в корпус турбины и раскручивал такое вот колесо с замысловатыми рабочими лопатками.
Рассмотрим их поближе. Как можно видеть, каждая лопатка делится как бы на две ложки, по центру есть выступ, а край вообще пропилен. Такая необычная форма нужна была для того, чтобы поток воды хорошо срывался с лопатки и покидал её без потерь, а также чтобы не было эффекта гидродинамического залипания. Сейчас такие лопаточные колёса уже не используются.
Что же касается самих гидрогенераторов, то они с горизонтальной осью вращения, как и турбины. Сейчас подавляющее большинство гидротурбин имеют вертикальную ось вращения. Здесь мы можем видеть ротор, у него знакочередующиеся катушки с обмоткой возбуждения. И таким образом синхронные генераторы можно назвать неявнополюсными. К этим обмоткам возбуждения подавалось напряжение, и при вращении ротора в обмотках статора наводилась ЭДС.
Как можно видеть, самой медной обмотки здесь почти нет, её вытащили по понятным причинам. Следы удаления обмотки видны по отвалившимся листам электротехнической стали ротора. Из статоров обмотка удалялась путём вырубания и выбивания из пазов.
Между турбинами и генераторами есть маховики - это тяжёлые колёса с большим моментом инерции. Они служили для накопления кинетической энергии. Когда потребление электроэнергии носило резко переменный характер, то за счёт их вращения не падала частота тока.
Мощность одного такого генератора доходила до 400 кВА, и ограничена она была напором воды и пропускной способностью водоводов. Как можно видеть, из пазов статора некоторых генераторов медную обмотку выбили не полностью.
А это значит, что нам здесь будет чем заняться.