Найти тему

Компьютерные игры в образовательном процессе

В первой статье "проблемы современного образования" мы рассмотрели проблемы среднего общего образования и применение традиционных методов обучения в целом. Теперь перейдём к способам (вариантам) решения данных проблем.

Начнем пожалуй с двух важных проблем:

  • избыточность информации;
  • преподнесение информации до обучающихся.

Большое внимание в своих научных работах я придаю интерактивным технологиям в процессе обучения ведь за этим стоит будущее. Это мое сугубо личное мнение и я не заставляю своих читателей принимать мою точку зрения, как говориться сколько людей столько и мнений.

В этой статье проведен анализ применения компьютерных игр в образовательном процессе, который показывает, что использование компьютерных игр имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения.

В настоящее время заметна тенденция снижения эффективности традиционных методов обучения, применяемых в образовательном процессе. Одной из проблем данных методов является процесс преподнесения учебного материала до обучающихся. Это связано с большим объемом информации, которую педагог доносит до аудитории, как правило, в избыточной форме и трудной для понимания (восприятия). Из-за этого у обучающихся наблюдается отсутствие мотивации к обучению и плохое усвоение учебного материала.

Основной задачей применения компьютерных игр является облегчение восприятия и усвоения учебного материала. Особое значение приобретают данные программные продукты в связи с их направленностью на визуализацию информации, преподносимой на учебных дисциплинах.

Один из самых перспективных подходов повышения эффективности обучения – это использование в обучении компьютерных игр.

Обучение означает не только накопление знаний, но и их осознание, встраивание их в сумму уже имеющегося опыта учащегося. И чтобы это произошло, не всегда достаточно прочитать нужную книгу. Когда речь идет о том, что человек должен не просто узнать что-то новое, а освоить, осознать и применить полученные знания на практике, то без отработки изученного материала на опыте обойтись невозможно. Образовательный процесс на основе компьютерных игр дает прекрасные возможности для обучения на опыте. Конечно, в реальной жизни можно смоделировать ту или иную ситуацию в учебных целях, но это далеко не просто и требует достаточно больших временных и материальных затрат. К тому же, смоделировать целую систему ситуаций или даже целый виртуальный мир – это задача как раз для компьютерных игр [1].

Компьютерные игры приобретают все большую популярность и постепенно начинают входить в число методов обучения. Причины, по которым обучающимся нравятся компьютерные игры приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Причины популярности компьютерных игр у обучающихся
Рисунок 1. Причины популярности компьютерных игр у обучающихся
Идея применения компьютерных игр в образовательном процессе появилась довольно давно. Их уже достаточно длительное время используют для развития как социальных, физических навыков, так и для получения психологических навыков и умений. Роль игр в образовательном процессе исследовалась в работе Futurelab [2].

Специалистам удалось прийти к следующим заключениям:

  • в системе современного образования преподаватели высоко оценивают образовательный потенциал игр и все больше применяют их в образовательном процессе;
  • компьютерные игры могут подстраиваться под индивидуальные нужды пользователя, открывают возможности для самостоятельных открытий. Помогают легче усваивать и запоминать изученный материал;
  • компьютерные игры – это только часть учебной практики, и должны применяться в рамках подхода смешанного обучения, наряду с другими методами;
  • технология создания игр непрерывно развивается, растет скорость обработки информации и графические возможности.

Все это позволяет делать компьютерные игры более совершенными.

Компьютерные игры для образовательного процесса являются результатом игрофикации, которая применяется во многих областях жизнедеятельности человека. Игрофикация (геймификация) – применение для прикладного программного обеспечения подходов, характерных для компьютерных игр, в неигровых процессах с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлечённости в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг [3].

Игрофикация, как и любой метод, в образовательном процессе имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относятся (рисунок 2):

Рисунок 2. Плюсы игрофикации в образовательном процессе
Рисунок 2. Плюсы игрофикации в образовательном процессе

Однако игрофикация – это, все-таки высоко психологический принцип. Многим нравятся компьютерные игры, и поэтому идея ввести игровую динамику в образовательный процесс и тем самым изменить его к лучшему довольно перспективна. К минусам игрофикации относятся (рисунок 3):

Рисунок 3. Минусы игрофикации в образовательном процессе
Рисунок 3. Минусы игрофикации в образовательном процессе
Вопрос об использовании игрофикации в образовательном процессе остается открытым и имеет как положительные отзывы, так и большой поток критики. Безусловно, применение основных подходов и методик приносит несомненную пользу, вовлекает, и что немаловажно, поддерживает постоянный интерес на протяжении всего образовательного процесса. Наличие всевозможных поощрений за достигнутое и отсутствие наказаний за ошибку позволяет сосредоточить своё внимание на продвижении вперед, к четко обозначенным целям, без страха сделать неверный шаг. Однако нельзя рассматривать игрофикацию как панацею или универсальный способ построения образовательного процесса. [4]

В аспекте образовательного процесса провозглашается необходимость рефлексии. В идеале, к ней и побуждает сама компьютерная игра.
Она должна соответствовать главному принципу, представленному на рисунке 4.

Рисунок 4. Главный принцип компьютерной игры
Рисунок 4. Главный принцип компьютерной игры

Структура компьютерной игры должна быть согласованной, цельной, и гармоничной это позволит погрузить обучающего в образовательный процесс. Должны присутствовать элементы случайности, они делают компьютерную игру интересной и увлекательной. Все решения, должны быть последовательными, а действия должны иметь обратную связь и удерживать внимание обучающегося. При этом все задачи должны быть принципиально выполнимы. Проходя все задания в ходе игры, обучающийся должен четко представлять и понимать цель обучения.

Подведя итог можно сказать следующее компьютерные игры обладают огромным обучающим потенциалом и в рамках образовательного процесса могут применяться довольно широко. Таким образом, применение компьютерных игр увеличит качество восприятия и усвоения учебного материала у обучающихся, что в свою очередь упростит образовательный процесс, повысит интерес и активность к учебе.

Список литературы:

Моя научная статья опубликованная в Московском научном журнале "Интернаука". Кабицкой А.А. CLXI Международная научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы» Компьютерные игры в образовательном процессе

  1. Духнич Ю.В. Научная статья «Обучение, основанное на игре» 2011 год.
  2. Полякова В.А., Козлов О.А. Воздействие геймификации на информационно-образовательную среду школы: научная статья. – Журнал «Современные проблемы науки и образования» 2015 год.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц