В первой статье "проблемы современного образования" мы рассмотрели проблемы среднего общего образования и применение традиционных методов обучения в целом. Теперь перейдём к способам (вариантам) решения данных проблем.
Начнем пожалуй с двух важных проблем:
- избыточность информации;
- преподнесение информации до обучающихся.
Большое внимание в своих научных работах я придаю интерактивным технологиям в процессе обучения ведь за этим стоит будущее. Это мое сугубо личное мнение и я не заставляю своих читателей принимать мою точку зрения, как говориться сколько людей столько и мнений.
В этой статье проведен анализ применения компьютерных игр в образовательном процессе, который показывает, что использование компьютерных игр имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения.
В настоящее время заметна тенденция снижения эффективности традиционных методов обучения, применяемых в образовательном процессе. Одной из проблем данных методов является процесс преподнесения учебного материала до обучающихся. Это связано с большим объемом информации, которую педагог доносит до аудитории, как правило, в избыточной форме и трудной для понимания (восприятия). Из-за этого у обучающихся наблюдается отсутствие мотивации к обучению и плохое усвоение учебного материала.
Основной задачей применения компьютерных игр является облегчение восприятия и усвоения учебного материала. Особое значение приобретают данные программные продукты в связи с их направленностью на визуализацию информации, преподносимой на учебных дисциплинах.
Один из самых перспективных подходов повышения эффективности обучения – это использование в обучении компьютерных игр.
Обучение означает не только накопление знаний, но и их осознание, встраивание их в сумму уже имеющегося опыта учащегося. И чтобы это произошло, не всегда достаточно прочитать нужную книгу. Когда речь идет о том, что человек должен не просто узнать что-то новое, а освоить, осознать и применить полученные знания на практике, то без отработки изученного материала на опыте обойтись невозможно. Образовательный процесс на основе компьютерных игр дает прекрасные возможности для обучения на опыте. Конечно, в реальной жизни можно смоделировать ту или иную ситуацию в учебных целях, но это далеко не просто и требует достаточно больших временных и материальных затрат. К тому же, смоделировать целую систему ситуаций или даже целый виртуальный мир – это задача как раз для компьютерных игр [1].
Компьютерные игры приобретают все большую популярность и постепенно начинают входить в число методов обучения. Причины, по которым обучающимся нравятся компьютерные игры приведены на рисунке 1.
Идея применения компьютерных игр в образовательном процессе появилась довольно давно. Их уже достаточно длительное время используют для развития как социальных, физических навыков, так и для получения психологических навыков и умений. Роль игр в образовательном процессе исследовалась в работе Futurelab [2].
Специалистам удалось прийти к следующим заключениям:
- в системе современного образования преподаватели высоко оценивают образовательный потенциал игр и все больше применяют их в образовательном процессе;
- компьютерные игры могут подстраиваться под индивидуальные нужды пользователя, открывают возможности для самостоятельных открытий. Помогают легче усваивать и запоминать изученный материал;
- компьютерные игры – это только часть учебной практики, и должны применяться в рамках подхода смешанного обучения, наряду с другими методами;
- технология создания игр непрерывно развивается, растет скорость обработки информации и графические возможности.
Все это позволяет делать компьютерные игры более совершенными.
Компьютерные игры для образовательного процесса являются результатом игрофикации, которая применяется во многих областях жизнедеятельности человека. Игрофикация (геймификация) – применение для прикладного программного обеспечения подходов, характерных для компьютерных игр, в неигровых процессах с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлечённости в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг [3].
Игрофикация, как и любой метод, в образовательном процессе имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относятся (рисунок 2):
Однако игрофикация – это, все-таки высоко психологический принцип. Многим нравятся компьютерные игры, и поэтому идея ввести игровую динамику в образовательный процесс и тем самым изменить его к лучшему довольно перспективна. К минусам игрофикации относятся (рисунок 3):
Вопрос об использовании игрофикации в образовательном процессе остается открытым и имеет как положительные отзывы, так и большой поток критики. Безусловно, применение основных подходов и методик приносит несомненную пользу, вовлекает, и что немаловажно, поддерживает постоянный интерес на протяжении всего образовательного процесса. Наличие всевозможных поощрений за достигнутое и отсутствие наказаний за ошибку позволяет сосредоточить своё внимание на продвижении вперед, к четко обозначенным целям, без страха сделать неверный шаг. Однако нельзя рассматривать игрофикацию как панацею или универсальный способ построения образовательного процесса. [4]
В аспекте образовательного процесса провозглашается необходимость рефлексии. В идеале, к ней и побуждает сама компьютерная игра.
Она должна соответствовать главному принципу, представленному на рисунке 4.
Структура компьютерной игры должна быть согласованной, цельной, и гармоничной это позволит погрузить обучающего в образовательный процесс. Должны присутствовать элементы случайности, они делают компьютерную игру интересной и увлекательной. Все решения, должны быть последовательными, а действия должны иметь обратную связь и удерживать внимание обучающегося. При этом все задачи должны быть принципиально выполнимы. Проходя все задания в ходе игры, обучающийся должен четко представлять и понимать цель обучения.
Подведя итог можно сказать следующее компьютерные игры обладают огромным обучающим потенциалом и в рамках образовательного процесса могут применяться довольно широко. Таким образом, применение компьютерных игр увеличит качество восприятия и усвоения учебного материала у обучающихся, что в свою очередь упростит образовательный процесс, повысит интерес и активность к учебе.
Список литературы:
Моя научная статья опубликованная в Московском научном журнале "Интернаука". Кабицкой А.А. CLXI Международная научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы» Компьютерные игры в образовательном процессе
- Духнич Ю.В. Научная статья «Обучение, основанное на игре» 2011 год.
- Полякова В.А., Козлов О.А. Воздействие геймификации на информационно-образовательную среду школы: научная статья. – Журнал «Современные проблемы науки и образования» 2015 год.