Найти тему
БЛОКНОТ ЖЕНИ БОРИСОВОЙ

Память с шестью нулями

Сейчас будет сложный и неоднозначный текст, но я надеюсь, что правильно донесу свою мысль, которую думаю уже почти неделю.

После аварии на "Листвяжной" вышло сразу несколько репортажей на Ютубе. Сегодня посмотрела несколько фильмов BBC, репортаж Ильи Варламова (снятый не им) и репортаж на канале Ксении Собчак (тоже сама Ксения отсутствовала).

Общего в этих фильмах - представление о работе шахтера как о той, где невозможно заработать, не нарушая правила техники безопасности. Безысходность шахтерских городов, где нет другой работы. Постоянное сравнение зарплаты шахтеров и состояния владельцев шахт.

Памятник погибшему шахтёру, автор - Эрнст Неизвестный. Красная горка, Кемерово
Памятник погибшему шахтёру, автор - Эрнст Неизвестный. Красная горка, Кемерово

Но что меня очень задело - это формирование образа шахтера как нищего, закредитованного человека, которому буквально не на что детей кормить. И озвучиваются зарплаты - от 50 до 100 тысяч. И я немного недопонимаю тут. Я жила в Кузбассе, и в последние годы работы там работала на радио за 27 тыс руб, в ИТ-компании - за 40 тысяч. И считала, что 40 тысяч - нормальная зарплата. У меня работал муж, зарабатывал чуть больше, и на две зарплаты мы нормально ели, одевали детей, себя, покупали технику, ездили отдыхать. Да, без излишеств, но без ощущения себя нищими. И без кредитов, иногда залезали в кредитку, но никогда - критично. Да, мы не шахтеры, не рисковали ежедневно жизнями. Но мы же про деньги сейчас говорим, а не про работу.

Зарплата в 60-100 тысяч рублей в любом регионе - это приличная зарплата. Специально посмотрела, в Сибири средняя зарплата - около 50 тысяч (что-то мне сомнительно, но пусть), в Кемеровской области - 46600 руб. Так что зарплата шахтеров - выше среднего. Да, мало опасных профессий, но они есть, и зарплаты в них ниже. Скажем, на химических производствах в Кузбассе это так. Возможно, 60-70 тысяч - это несправедливая цена за такой адский труд, да. Но это уже другой вопрос.

Работа шахтеров. Фото из Музея на Красной горке, Кемерово.
Работа шахтеров. Фото из Музея на Красной горке, Кемерово.

В комментариях под репортажем на канале Собчак многие написали, мол, так живут все, не только шахтеры. И не только в Кузбассе. Однако на фоне трагедии именно эти цифры в данном разрезе воспринимаются чуть ли не катастрофическими.

А ещё именно в репортаже Собчак было сделано так, как вообще нельзя делать: интервью бралось у пьяных людей. В итоге к образу шахтёра примешан тяжелый дух алкоголя.

В одном из фильмов жена шахтера сказала: "Нам пишут в комментариях, что мы сами себя загнали в эту долговую кабалу. Ну, а что плохого в том, что мы хотим жить нормально? Ездить на хороших машинах, ездить отдыхать за границу?"

Нет, ничего в этом плохого нет, это очень правильно. Но это никак не соотносится с образом людей, работающих за еду. Зачем же именно такой образ создаётся? Какая-то манипуляция массовым сознанием.

Цели фильмов о "Листвяжной" - эмоционально ударить по зрителю, показать, какое это горе, как ужасно живут эти несчастные люди. Горе - огромное, сама ревела, пока смотрела. Но посыл, что шахтеры - нищие, грязные, пьяные рабы - это ужасно. И, на мой взгляд, не соответствует действительности.

Мне кажется, тут проблемы гораздо шире. Почему люди, имеющие зарплату выше средней, не могут позволить себе жить без кредитов? Почему цены растут гораздо быстрее зарплат? Почему в маленьких городах (привет, федеральная программа развития моногородов!) по-прежнему нет работы?

Сейчас семьи погибших шахтеров получат по несколько миллионов рублей на каждого члена семьи. Плюсом к этому им закроют все кредиты, включая ипотечные. И во всех новостях только и говорится о тех компенсациях, которые будут выплачены. Миллионы, миллионы, опять миллионы. Стремление перевести трагедию в нули меня обескураживает. Но, очевидно, это ответ на ту основную мысль, которая прослеживалась в репортажах ютуб-журналистов: деньги, деньги, мало платят, у нас кредиты, у нас семьи.

Из истории добычи угля. Фото из Музея на Красной горке.
Из истории добычи угля. Фото из Музея на Красной горке.

Я уверена, что никакие миллионы не компенсируют потерю мужа, отца, сына, но, конечно, деньги облегчат первые месяцы жизни без кормильца. Однако ни одно освещение проблемы не было конструктивным. Не было ответа на вопрос: что делать?

А для всех понятно, что делать. Ждать, пока новостной поток смоет трагедию на "Листвяжной" с экранов и из памяти. И всё будет по-прежнему.

П.С. Прочитала в новостях, что собираются пересмотреть систему оплаты труда шахтеров, чтобы ради получения премии они не замалчивали проблемы с метаном. Надеюсь, что что-то поменяется в этой ситуации.

Ну, раз уж тема денег ключевая, то вопрос у меня такой. Какая зарплата для шахтеров справедливая, по-вашему?