«Основание всего доброго есть не что иное, как любовь».
Святитель Иоанн Златоуст
Одна из первых заповедей Закона: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:31). Кто есть ближний, Христос красноречиво объяснил еще во времена Своей проповеди посредством притчи о милосердном самарянине, любовь сама по себе тоже, как кажется, не представляет особой загадки, но что значит «любить себя»?
Справедливости ради отметим, что мы живем в эпоху, в которую эта самая христианская любовь к себе терпит небывалый натиск от рекламы, литературы, кино- и музыкальной индустрии и вообще всех форм так называемого искусства. Ибо времена, когда вечерами вся семья собиралась за чтением Минеи и Пролога прошли, и сейчас надо быть «в теме» современной жизни, чтобы не оказаться на ее обочине. А потому помимо воскресной службы и молитвенного правила рядовому человеку хочется соблюдать рацион питания, посещать тренажерный зал, косметолога, парикмахера-стилиста и специалиста по ногтевому сервису (как это сейчас называется), то есть «любить себя», ведь в человеке должно быть все прекрасно! Но как часто, через такую «любовь к себе» мы съезжаем к плотскому состоянию! Очередная складка на лице может повергнуть нас в печаль, которую можно сравнить с печалью о потере друга, прибавка в весе переживается нами так, как надо переживать какой-нибудь грех, а погоня за модным style заставляет напрочь забыть, по Чьему образу и подобию мы созданы. Неужели именно во внешности скрыт тот «сокровенный сердца человек» (1 Пет.3:4), о котором писал апостол Павел?
Иные же вроде избежали ногтей нарциссизма и пунктика на своем look-е, могут позволить себе жирок на боках и помятый свитер, однако, уверены, что «любить себя» – значит хорошо зарабатывать и не в чем не нуждаться. С особенной очевидностью это обнаруживается в отношении детей – которых таковые вкусно кормят, стильно одевают и возят по заграницам, потому что «любят» их, или, вернее, себя в них. И таковым вряд ли можно объяснить, какая такая родительская забота была сокрыта в стремлении императрицы Александры Феодоровны отправлять своих дочерей в госпиталя для служения раненым. Такие и сами любят что-то легкое, «не грузящее», и того же желают детям.
Другие и вовсе имеют безобидное понятие о любви к себе. Они, по меткому выражению преподобного старца Паисия, «всецело погрузились в заботы о своих еде и о сне – только бы ничего не произошло с их драгоценным здоровьем». Такие будут волноваться о том, что пропускают положенный час обеда не меньше того, что опаздывают на службу, а если в положенное время от них убежит сон – это станет причиной для ипохондрии. Они живут так, будто забота о здоровье является одной из евангельских заповедей блаженства и следовать ей надо неуклонно.
Но это ли та любовь, которой заповедал нас любить себя Господь? О, нет сейчас не будут рассказы про молчальников, столпников и Христа ради юродивых, которые возненавидели собственное тело, «дали кровь, чтобы принять дух». Путь их не для каждого. И не случайно блаженный Павел сказал в своих Посланиях: «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:29). Но первая забота христианина должна быть все же о душе.
«Видимое – временно, невидимое – вечно», и если у нас действительно есть толика любви к себе, притом любви истинной, а не однодневки – мы должны всячески питать свою душу и украшать ее. Здесь будет потребна и твердая пища аскетических учений, и сладкая вода житийной литературы, и воздух добрых дел. Наше тело, которое мы возвели в ранг господина, не умолит Господа в час смерти, наше здоровье, которое мы берегли как клад, не откупит нас от Суда, а наши деньги, которые приносили нам столько приятных минут при жизни, никак не изменят нашу вечную участь.
Как-то академик Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал интеллигентного человека красивым. Да! Красивым именно внешне. В понятие «интеллигентность» Дмитрий Сергеевич вкладывал совестливость, доброту. В его наблюдении заключен глубокий смысл: светлые мысли, доброе сердце – преображают человека, делают его внешне приятным, привлекательным. Таковой человек, без сомнения, будет более здоровым, чем тот, что идет путем неправедным. Здоровым прежде всего потому, что с ним всегда будет его спокойная совесть и присутствие духа. Но и это не все… Такой человек будет и богатым, ибо бедность, это не то, когда человеку недостает денег, а то, когда ему их все мало и мало.
И деньги важны, и здоровье необходимо, и красота желанна, но лишь в том случае, когда все они выражают одно жизненное кредо: «Господи, да святится Имя Твое!», позволяя бесценной душе раскрыться и облагоухать ближних изяществом своего аромата. Человек, стремящийся к добродетели, любит свою душу, потому что уберегает ее от вечных мучений. Он любит и свое тело, зная, что оно – храм души. Таковой способен искренне возлюбить и своего ближнего и пролить, по слову преподобного Силуана Афонского, за него кровь в молитве. Ибо как может помолиться о спасении другого тот, сердце которого приковано побрякушкам сего века? Его говение больше напоминает диету, его молитва подобна деловому разговору, его добрые дела совершаются с оглядкой: «Как бы не ущемить себя?». Будем же мы – чада вечного Бога, заботиться о вечном, как и подобает нашему небесному званию.
Юлия Ростовцева
Больше наших статей смотрите тут.
Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн с толкованиями Святых отцов на каждый стих , заходите.
И видео лекции на каждую главу Библии современными богословами и учеными, смотрите.
Изучать Библию с Экзегет интересно! Крупнейшая Библейская ВИКТОРИНА.