Найти в Дзене
Музеи Московского Кремля

Молодая царица: до свадьбы

Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем Григорий Седов, 1882
Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем Григорий Седов, 1882

В допетровские времена русские цари выбирали невест среди своих подданных. Если царь желал жениться, он устраивал смотр: в Москву привозили самых красивых дворянских дочерей из всех городов. При отборе претенденток знатность и богатство решающей роли не играли, обращали внимание только на красоту и здоровье девушек. На дочерях знатных бояр цари обычно не женились, почти все русские царицы происходили из семей небогатых дворян.

Портрет царицы Марии Ильиничны. Литография из книги: Российский царственный дом Романовых. Санкт-Петербург, 1853
Портрет царицы Марии Ильиничны. Литография из книги: Российский царственный дом Романовых. Санкт-Петербург, 1853

Из многих сотен красавиц царские приближённые отбирали нескольких, которых представляли самому государю. Царственный жених сам делал окончательный выбор, познакомившись с ними. В некоторых случаях царю просто показывали подходящую красавицу в церкви или в частной обстановке. По преданию, царь Алексей Михайлович увидел свою будущую первую жену Марию Ильиничну Милославскую во время церковной службы в Успенском соборе Кремля, а вторую, Наталью Кирилловну Нарышкину, встретил в доме её воспитателя, боярина Артамона Матвеева.

Портрет царицы Натальи Кирилловны, XVIII век, неизвестный художник. Музеи Московского Кремля
Портрет царицы Натальи Кирилловны, XVIII век, неизвестный художник. Музеи Московского Кремля

В знак обручения царь дарил невесте богато вышитый платок — ширинку. Обручальные кольца в ту пору ещё не были широко распространены. Сразу после объявления помолвки государь приказывал поселить свою невесту на женской половине дворца. Здесь девушка находилась под присмотром матери или сестёр царя и получала свиту из знатных боярынь. Делалось это не столько для того, чтобы познакомить невесту с новыми родственниками и дать ей привыкнуть к жизни во дворце, сколько для того, чтобы уберечь её от порчи и сглаза, которых в Средние века очень боялись.

Платок-ширинка. Россия, XVII век. Музеи Московского Кремля
Платок-ширинка. Россия, XVII век. Музеи Московского Кремля

Время между помолвкой и свадьбой было действительно опасным для будущей царицы: все придворные ей завидовали, а знатные бояре сердились, что избрали не их дочь. Марфа Собакина, третья жена царя Ивана Грозного, проведя несколько месяцев в царском дворце, тяжело заболела. Молодая царица умерла всего через две недели после свадьбы, вероятнее всего, её из зависти отравил кто-то из приближённых государя.

Портрет-реконструкция Марфы Собакиной, 2003 год Музеи Московского Кремля
Портрет-реконструкция Марфы Собакиной, 2003 год Музеи Московского Кремля

Первой придворной церемонией, в которой участвовала царская невеста, был обряд наречения царевной. По русской традиции, царь должен был жениться только на равной себе, то есть царевне. Поэтому невесту наряжали в царское платье, подобное тому, что носили в торжественных случаях государевы сёстры и дочери, возлагали на неё царский девичий венец. Патриарх благословлял царевну и сажал на трон, нередко ей давали и новое имя, более подходящее для будущей царицы.

В.Г. Шварц. Наречение царевной. Бумага; рисунок пером. 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В.Г. Шварц. Наречение царевной. Бумага; рисунок пером. 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Когда княжна Екатерина Буйносова-Ростовская стала женой царя Василия Шуйского, её стали называть царицей Марией Петровной, потому что имя Екатерина считалось тогда недостаточно «царским». После этого по всей стране рассылались грамоты с из вещением о том, что царь женится на царевне и приказом молиться за неё в церквях вместе с другими членами царской семьи.

Пострижение Василия Шуйского в монахи. Б. Чориков
Пострижение Василия Шуйского в монахи. Б. Чориков

Несколько дней перед свадьбой царь и его наречённая проводили в кремлёвских соборах и монастырях, прося благословения у Бога и царских предков. Невеста обязательно посещала Вознесенский монастырь, где были похоронены все русские царицы, и молилась о будущей благополучной семейной жизни. Готовясь к таинству венчания, жених и невеста непременно постились и исповедовались.

Вознесенский монастырь Московского Кремля. https://progulkipomoskve.ru/
Вознесенский монастырь Московского Кремля. https://progulkipomoskve.ru/

О свадебной церемонии в допетровской России мы расскажем в следующем лонгриде.

Фрагмент взят из книги Марины Ракитиной «Царская свадьба на Руси XVI – XVII веков». Приобрести издание можно в магазинах музея, на ОЗОН и на платформе Museum+Marketplace