В 2013 году мы увидели сразу два фильма о самых омерзительных страницах истории Америки, рабстве. Квентин Тарантино представит свой спагетти-вестерн «Джанго освобождённый», а Стив Маккуин – «12 лет рабства». Тарантино интригует американцев тем, что поставит их лицом к лицу с тем периодом истории, о котором они все очень хотят быстрее забыть, даже вычеркнуть слово «негр» из словаря, словно его никогда не было. Найдёт ли он правильную интонацию, чтобы рассказать о серьёзных вещах или как обычно скатится в гротескное шоу. Но вот Стив Маккуин уж точно расскажет мрачно о мрачном, тем более, за основу фильма 12 лет рабства взят дневник Соломона Нортапа, человека, на своей шкуре испытавшего хозяйский кнут. Дневники изданы много раз и книгу в 350 страниц можно купить на Amazon, где, кстати, дана такая аннотация:
«Соломон Нортап был плотником афро-американцем, он родился свободным в Миневре, графства Эссекс, штата Нью-Йорк, но его принудили к рабству на 12 лет. Он автор автобиографического отчёта, который хронологически воспроизводит его испытания и раба, и в дальнейшем вызволенного из рабства гражданина. Получив свободу, Соломон стал активно противодействовать рабству, он ездил с лекциями по стране, рассказывая о своём жизненном опыте».
Итак, вот что можно сказать наверняка о сюжете 12 лет рабства.
Это, конечно же, история самого Соломона, не выдуманная, не состряпанная из бесконечных клише. Но в ней обязательно будут сцены на хлопковых полях и жестокие пытки рабов за любую провинность, болезни, попытки бегства и расправа за них. В общем, вспомните «Хижину дяди Тома» и «Амистад». Важно отметить, что Соломон был образованным человеком и умел излагать свои мысли на бумаге.
Кто же этот Соломон Нортап?!
Соломон Нортап был семейным человеком, с женой и тремя детьми, хорошим мужем и отцом. В неволе он мысленно постоянно обращается к ним, и именно они не дают ему потерять разум, не впасть в полное отчаяние, надеясь увидеть их на свободе.
Все эти безумные двенадцать лет между ними нет никакой переписки, они не знают, что с ним случилось, куда он так внезапно исчез. Но в конце книги мы узнаём, что они постоянно искали его и догадывались, что он был похищен и продан в рабство.
Его первым хозяином был человек по имени Уильям Форд. И эта роль, к счастью, принадлежит Бенедикту Камбербэтчу. Я очень рад. Не хотелось бы опять увидеть его в образе обаятельного извращенца, каким он явился в «Искуплении».
Соломон называет своего хозяина добрым. Он прожил у Форда несколько лет и видел, что тот заботился о своих рабах и сострадал им в отличие от большинства плантаторов, через которых он прошёл. Ему есть, с кем сравнить своего первого владельца.
Говоря о хорошем рабовладельце, не надо оценивать его доброту и заботу с точки зрения сегодняшнего времени. И наверняка Уильям Форд тоже побивал своих работников, но, возможно, не по прихоти и не для удовольствия посмотреть корчи и муки, а потому что так требовали правила обращения с рабами. Он, всё-таки, был человеком своего времени, а не нашего, вот и действовал в меру своего понятия о добре и зле. В любом случае, интересно было увидеть хорошего плантатора в интерпретации Бенедикта Камбербэтча. Дальше события развивались не в пользу Соломона. Уильям Форд задолжал другому рабовладельцу по имени Джон Тибитс (Пол Дано) и расплатился с ним, отдав своего искусного плотника. Так вот Соломон оказался в руках жестокого и скорого на расправу плантатора, у которого задержался ненадолго. Но достаточно, чтобы очутиться между жизнью и смертью.
Эдвин Эппс – Майкл Фассбендер.
И вот, мои дорогие друзья, как бы я не пытался оттянуть встречу Соломона с исчадием ада по имени Эдвин Эппс, это невозможно, потому что все остальные годы он провёл в рабстве у этого чудовища. Все уже догадались, кто стоит за этой ролью. Ну, что же, по крайней мере, ему есть что играть. По крайней мере, он станет таким портретом рабовладельца, от которого у нас кровь в жилах застынет. Тем более, он давно не радовал нас ролями махровых злодеев.
В роли Эппса Майклу Фассбендеру есть, где разгуляться. Эппс – абсолютный невежда, необразованный и сильно пьющий. Он вызывает ненависть с самого первого своего появления.
Класс! Фассбендер отлично умеет это делать. Только вспомните его меркантильного садиста Чарльза Браво в «Самых загадочных убийствах».
И такому человеку дана неограниченная власть над людьми, во всяком случае, в пределах своего поместья. В книге этот изверг – обрюзгший, жирный, дряблый пьяница. Не станет же Майкл настолько вживаться в роль, чтобы соответствовать каноническому тексту? Ну, хватит уже подвигов на ниве профессионализма. Мне кажется, будет гораздо приятнее увидеть Фассбендера topless и в отличной форме. Кнутом махать тоже надо тренироваться. Кроме того, мы увидим нашего любимца в роли насильника, что всегда сопровождает образ рабовладельца. Эта сторона жизни была естественна и типична. Зачем же хозяину ездить в город к проституткам, если у него в хозяйстве есть любая женщина на выбор и по возрасту, и по внешности. Он выбрал молодую рабыню Пэтси. Её играет Лупита Нионго, и у Фассбендера губа не дура снимать своё напряжение с такой красоткой. Его жена (Сара Полсон) сходит с ума от ревности и вымещает всю свою злобу на несчастной девушке.
Вот здесь всё особенно запутанно, если смотреть сегодняшними глазами. А что делать мужику? Эффективных контрацептивов нет, жене остаётся бесконечно рожать, пока не умрёт от осложнений, что случалось кряду. (Читайте «Женщину французского лейтенанта» Джона Фаулза. Он приводит невероятные свидетельства в этой важной области в ту эпоху). Чтобы как-то отсрочить безвременное старение, а то и смерть жены, мужчина отправляется к проституткам, сожительствует с крепостными девками или превращается в психопата. Так что, не надо из героя Фассбендера делать дьявола во плоти. Возможно, у него с Пэтси безответная любовь.
Прожив в поместье Эдвина Эппса десяток лет, Соломон показал, на что он способен в плане умения управляться с любыми делами. Будучи грамотным в отличии от своего господина, он прекрасно вёл бухгалтерию, держал его в курсе всех печатных новинок, разбирался в инженерном деле и мог дать практический совет, что заложило основы терпимых отношений между двумя людьми.
Конечно, Соломон не сразу понимает своё место. Он никогда не ходил в цепях, не видел близко всей изнанки рабства. Вся его суть противится грубому насилию и подчинению. Ему требуется недюжинная изворотливость, чтобы избежать плетей. Несколько раз он открыто бунтует, понимая, что бунт может кончиться смертью. Он даже пытается бежать. Безуспешно.
Соломон играет на скрипке, что тоже давало ему некоторые преимущества перед обычными рабами. Например, хозяин приглашал его с собой в поездки к другим плантаторам. Похвастаться. У Соломона была возможность общаться с разными людьми, а не просто быть прикованным буквально и фигурально к одному месту. В добавок, Эппс частенько сдаёт своего раба в аренду другим плантаторам, и это тоже как-то разнообразит его беспросветную жизнь.
В фильме 12 лет рабства, несомненно, будет присутствовать жена Соломона, Анна (Килси Скотт). Если в книге она появляется в начале и конце повествования, то в фильме мы обязательно увидим её в воспоминаниях о безоблачном коротком семейном счастье.
Элиза (Адеперо Одуйе) – ещё одна серьёзная женская роль в книге «12 лет рабства».
Её жестоко разлучили с дочерью во время продажи на аукционе, и вся её жизнь превратилась в неизбывную тоску и печаль о ребёнке. Такая история тоже типичный образчик изуверской практики рабовладельцев – распродать семью отдельно, это так прибавляет адреналина на торгах.
Во время неудачного побега в лесу Соломон встретится с беглой рабыней Селести (Рут Негга).
Читать полную отчаяния историю раба не очень весело. Единственное, что согревает – надежда на его освобождение, и это поддерживает дух в нормальном состоянии. История Соломона самая счастливая из миллионов других. Ему повезло. Ведь это сущий пустяк – провести десяток лет на плантации в сравнении с вечным рабством.
Что-то я ничего не сказал о самом главном актёре в этой душераздирающей драме – “12 лет рабства”. Чиветел Эджиофор уже играл в фильме о рабовладении – “Амистад” Стивена Спилберга.
Я люблю его в дистопии “Дитя человеческое” где он играет совершенно безумного революционера террориста. Он обаятельный, в его глазах есть печаль и страсть. Этот фильм для него, эта роль, наконец, позволит ему показать свой актёрский талант. Стив Маккуин не промахнулся с ведущим актёром.
Книга «12 лет рабства» написана от первого лица, но в содружестве с неким Дэвидом Уилсоном, адвокатом, принявшим активное участие в освобождении Соломона. Уилсон наверняка привнёс свои мысли в историю, где-то приукрасил картину, чтобы напугать, как следует людей и поднять в обществе градус протеста против рабства. Конечно, многие критики говорят, что дневники Соломона не идут ни в какое сравнение с книгами и статьями Фредерика Дугласса, современника Соломона, тоже бывшего раба, ставшего пламенным борцом против рабства.
Но это и необязательно, сравнивать. Главное, как эту историю рассказать. Похоже, что эту историю от лица своего героя, адвоката Уилсона, будет рассказывать Брэд Питт. Он также станет продюсером картины. И надо заметить, что эта уже третья совместная работа Брэда и Майкла. Сначала были “Беславные ублюдки” Тарантино. Ну, и не забудьте о “Советнике” Ридли Скотта.
Бюджет фильма 20 миллионов. Съёмки идут в Луизиане, самом французском штате Америки, известном своими африканскими обрядами вуду (вспомните «Сердце ангела» Алана Паркера), где до сих пор существуют чёткие границы между сословиями и кланами, где до сих пор можно ощутить атмосферу ушедшей эпохи, как только шагнёшь на улицы Нового Орлеана – в ноздри сразу ударит запах жареных каштанов и океана. Тут уж воображение само понесёт тебя в порт, где стоят огромные корабли с трюмами, забитыми живым товаром из Африки. Тут же на площади устроен аукцион, где можно купить помощника по своему кошельку, и мы гарантированно почувствуем жгучее дыхание эпохи – мистической, чувственной и жестокой. Как хорошо, что её можно ухватить только на экране.
Вот такая вывеска в качестве эпилога (ниже перевод):
Соломон Нортап
Рожден 1808 году свободным человеком. Выманен из Саратоги, похищен и продан в рабство в 1841;
Спасен в 1853. Автор “12 лет рабства”.
Город Саратога-Спрингс 1999.