Найти в Дзене
Из мира Кино

Человека похитили и продали в рабства. Рассказ Фильма 12 лет Рабства

Оглавление

В 2013 году мы увидели сразу два фильма о самых омерзительных страницах истории Америки, рабстве. Квентин Тарантино представит свой спагетти-вестерн «Джанго освобождённый», а Стив Маккуин – «12 лет рабства». Тарантино интригует американцев тем, что поставит их лицом к лицу с тем периодом истории, о котором они все очень хотят быстрее забыть, даже вычеркнуть слово «негр» из словаря, словно его никогда не было. Найдёт ли он правильную интонацию, чтобы рассказать о серьёзных вещах или как обычно скатится в гротескное шоу. Но вот Стив Маккуин уж точно расскажет  мрачно о мрачном, тем более, за основу фильма 12 лет рабства взят дневник  Соломона Нортапа, человека, на своей шкуре испытавшего хозяйский кнут. Дневники изданы много раз и книгу в 350 страниц можно купить на Amazon, где, кстати, дана такая аннотация:

«Соломон Нортап был плотником афро-американцем, он родился свободным в Миневре, графства Эссекс, штата Нью-Йорк, но его принудили к рабству на 12 лет. Он автор автобиографического отчёта, который хронологически воспроизводит его испытания и раба, и в дальнейшем вызволенного из рабства гражданина. Получив свободу, Соломон стал активно противодействовать рабству, он ездил с лекциями по стране, рассказывая о своём жизненном опыте».

Итак, вот что можно сказать наверняка о сюжете 12 лет рабства.

Это, конечно же, история самого Соломона, не выдуманная, не состряпанная из бесконечных клише. Но в ней обязательно будут сцены на хлопковых полях и жестокие пытки рабов за любую провинность, болезни, попытки бегства и расправа за них. В общем, вспомните «Хижину дяди Тома» и «Амистад». Важно отметить, что Соломон был образованным человеком и умел излагать свои мысли на бумаге.

Кто же этот Соломон Нортап?!

https://www.kinopoisk.ru/picture/2195622/
https://www.kinopoisk.ru/picture/2195622/

Соломон Нортап был семейным человеком, с женой и тремя детьми, хорошим мужем и отцом. В неволе он мысленно постоянно обращается к ним, и именно они не дают ему потерять разум, не впасть в полное отчаяние, надеясь увидеть их на свободе.

Все эти безумные двенадцать лет между ними нет никакой переписки, они не знают, что с ним случилось, куда он так внезапно исчез. Но в конце книги мы узнаём, что они постоянно искали его и догадывались, что он был похищен и продан в рабство.

Его первым хозяином был человек по имени Уильям Форд. И эта роль, к счастью, принадлежит Бенедикту Камбербэтчу. Я очень рад. Не хотелось бы опять увидеть его в образе обаятельного извращенца, каким он явился в «Искуплении».

https://www.kinopoisk.ru/picture/2255077/
https://www.kinopoisk.ru/picture/2255077/

Соломон называет своего хозяина добрым. Он прожил у Форда несколько лет и видел, что тот заботился о своих рабах и сострадал им в отличие от большинства плантаторов, через которых он прошёл. Ему есть, с кем сравнить своего первого владельца.

Говоря о хорошем рабовладельце, не надо оценивать его доброту и заботу с точки зрения сегодняшнего времени. И наверняка Уильям Форд тоже побивал своих работников, но, возможно, не по прихоти и не для удовольствия посмотреть корчи и муки, а потому что так требовали правила обращения с рабами. Он, всё-таки, был человеком своего времени, а не нашего, вот и действовал в меру своего понятия о добре и зле. В любом случае, интересно было увидеть хорошего плантатора в интерпретации Бенедикта Камбербэтча. Дальше события развивались не в пользу Соломона. Уильям Форд задолжал другому рабовладельцу по имени Джон Тибитс (Пол Дано) и расплатился с ним, отдав своего искусного плотника. Так вот Соломон оказался в руках жестокого и скорого на расправу плантатора, у которого задержался ненадолго. Но достаточно, чтобы очутиться между жизнью и смертью.

https://www.kinopoisk.ru/picture/2265076/
https://www.kinopoisk.ru/picture/2265076/

Эдвин Эппс – Майкл Фассбендер.

И вот, мои дорогие друзья, как бы я не пытался оттянуть встречу Соломона с исчадием ада по имени Эдвин Эппс, это невозможно, потому что все остальные годы он провёл в рабстве у этого чудовища. Все уже догадались, кто стоит за этой ролью. Ну, что же, по крайней мере, ему есть что играть. По крайней мере, он станет таким портретом рабовладельца, от которого у нас кровь в жилах застынет. Тем более, он давно не радовал нас ролями махровых злодеев.

https://www.kinopoisk.ru/picture/2274034/
https://www.kinopoisk.ru/picture/2274034/

В роли Эппса Майклу Фассбендеру есть, где разгуляться. Эппс – абсолютный невежда, необразованный и сильно пьющий. Он вызывает ненависть с самого первого своего появления.

Класс!  Фассбендер отлично умеет это делать. Только вспомните его меркантильного садиста Чарльза Браво в «Самых загадочных убийствах».

И такому человеку дана неограниченная власть над людьми, во всяком случае, в пределах своего поместья. В книге этот изверг – обрюзгший, жирный, дряблый пьяница. Не станет же Майкл настолько вживаться в роль, чтобы соответствовать каноническому тексту? Ну, хватит уже подвигов на ниве профессионализма. Мне кажется, будет гораздо приятнее увидеть Фассбендера topless и в отличной форме. Кнутом махать тоже надо тренироваться. Кроме того, мы увидим нашего любимца в роли насильника, что всегда сопровождает образ рабовладельца. Эта сторона жизни была естественна и типична. Зачем же хозяину ездить в город к проституткам, если у него в хозяйстве есть любая женщина на выбор и по возрасту, и по внешности. Он выбрал молодую рабыню Пэтси. Её играет Лупита Нионго, и у Фассбендера губа не дура снимать своё напряжение с такой красоткой. Его жена (Сара Полсон) сходит с ума от ревности и вымещает всю свою злобу на несчастной  девушке.

https://www.kinopoisk.ru/picture/2274035/
https://www.kinopoisk.ru/picture/2274035/

https://www.kinopoisk.ru/picture/2246815/
https://www.kinopoisk.ru/picture/2246815/

Вот здесь всё особенно запутанно, если смотреть сегодняшними глазами. А что делать мужику? Эффективных контрацептивов нет, жене остаётся бесконечно рожать, пока не умрёт от осложнений, что случалось кряду.  (Читайте «Женщину французского лейтенанта» Джона Фаулза. Он приводит невероятные свидетельства в этой важной области в ту эпоху). Чтобы как-то отсрочить безвременное старение, а то и смерть жены, мужчина отправляется к проституткам, сожительствует с крепостными девками или превращается в психопата. Так что, не надо из героя Фассбендера делать дьявола во плоти. Возможно, у него с Пэтси безответная любовь.

Прожив в поместье Эдвина Эппса десяток лет, Соломон показал, на что он способен в плане умения управляться с любыми делами. Будучи грамотным в отличии от своего господина, он прекрасно вёл бухгалтерию, держал его в курсе всех печатных новинок, разбирался в инженерном деле и мог дать практический совет, что заложило основы терпимых отношений между двумя людьми.

https://www.kinopoisk.ru/picture/2258054/
https://www.kinopoisk.ru/picture/2258054/

Конечно, Соломон не сразу понимает своё место. Он никогда не ходил в цепях, не видел близко всей изнанки рабства. Вся его суть противится грубому насилию и подчинению. Ему требуется недюжинная изворотливость, чтобы избежать плетей.  Несколько раз он открыто бунтует, понимая, что бунт может кончиться смертью. Он даже пытается бежать. Безуспешно.

https://www.kinopoisk.ru/picture/2255078/
https://www.kinopoisk.ru/picture/2255078/

Соломон играет на скрипке, что тоже давало ему некоторые преимущества перед обычными рабами. Например, хозяин приглашал его с собой в поездки к другим плантаторам. Похвастаться. У Соломона была возможность общаться с разными людьми, а не просто быть прикованным буквально и фигурально  к одному месту. В добавок, Эппс частенько сдаёт своего раба в аренду другим плантаторам, и это тоже как-то разнообразит его беспросветную жизнь.

https://www.kinopoisk.ru/picture/2246813/
https://www.kinopoisk.ru/picture/2246813/

В фильме 12 лет рабства, несомненно, будет присутствовать жена Соломона, Анна (Килси Скотт). Если в книге она появляется в начале и конце повествования, то в фильме мы обязательно увидим её в воспоминаниях о безоблачном коротком семейном счастье.

https://www.kinopoisk.ru/picture/2255080/
https://www.kinopoisk.ru/picture/2255080/

Элиза (Адеперо Одуйе) – ещё одна серьёзная женская роль в книге «12 лет рабства».

Её жестоко разлучили с дочерью во время продажи на аукционе, и вся её жизнь превратилась в неизбывную тоску и печаль о ребёнке. Такая история тоже типичный образчик изуверской практики рабовладельцев – распродать семью отдельно, это так прибавляет адреналина на торгах.

https://www.kinopoisk.ru/picture/2255076/
https://www.kinopoisk.ru/picture/2255076/

Во время неудачного побега в лесу Соломон встретится с беглой рабыней Селести (Рут Негга).

Читать полную отчаяния историю раба не очень весело. Единственное, что согревает – надежда на его освобождение, и это поддерживает дух в нормальном состоянии. История Соломона самая счастливая из миллионов других. Ему повезло. Ведь это сущий пустяк – провести десяток лет на плантации в сравнении с  вечным рабством.

Что-то я ничего не сказал о самом главном актёре в этой душераздирающей драме – “12 лет рабства”. Чиветел Эджиофор уже играл в фильме о рабовладении – “Амистад” Стивена Спилберга.

https://fassbender.ru/12-let-rabstva-shag-za-shagom/mv5bmjeznzyznjmzm15bml5banbnxkftztcwmde3otcxna-_v1-_sx640_sy427_
https://fassbender.ru/12-let-rabstva-shag-za-shagom/mv5bmjeznzyznjmzm15bml5banbnxkftztcwmde3otcxna-_v1-_sx640_sy427_

Я люблю его в дистопии “Дитя человеческое” где он играет совершенно безумного революционера террориста. Он обаятельный, в его глазах есть печаль и страсть. Этот фильм для него, эта роль, наконец, позволит ему показать свой актёрский талант. Стив Маккуин не промахнулся с ведущим актёром.

Книга «12 лет рабства» написана от первого лица, но в содружестве с неким Дэвидом Уилсоном, адвокатом, принявшим активное участие в освобождении Соломона. Уилсон наверняка привнёс свои мысли в историю, где-то приукрасил картину, чтобы напугать, как следует людей и поднять в обществе градус протеста против рабства. Конечно, многие критики говорят, что  дневники Соломона не идут ни в какое сравнение с книгами и статьями Фредерика Дугласса, современника Соломона, тоже бывшего раба, ставшего пламенным борцом против рабства.

Но это и необязательно, сравнивать. Главное, как эту историю рассказать. Похоже, что эту историю от лица своего героя, адвоката Уилсона, будет рассказывать Брэд Питт. Он также станет продюсером картины. И надо заметить, что эта уже третья совместная работа Брэда и Майкла. Сначала были “Беславные ублюдки” Тарантино. Ну, и не забудьте о “Советнике” Ридли Скотта.

https://www.kinopoisk.ru/picture/2649982/
https://www.kinopoisk.ru/picture/2649982/

Бюджет фильма 20 миллионов. Съёмки идут в Луизиане, самом французском штате Америки, известном своими африканскими обрядами вуду (вспомните «Сердце ангела» Алана Паркера), где до сих пор существуют чёткие границы между сословиями и кланами, где до сих пор можно ощутить атмосферу ушедшей эпохи, как только шагнёшь на улицы Нового Орлеана – в ноздри сразу ударит запах жареных каштанов и океана. Тут уж воображение само понесёт тебя в порт, где стоят огромные корабли с трюмами, забитыми живым товаром из Африки. Тут же на площади устроен аукцион, где можно купить помощника по своему кошельку, и мы гарантированно почувствуем жгучее дыхание эпохи – мистической, чувственной и жестокой. Как хорошо, что её можно ухватить только на экране.

https://fassbender.ru/12-let-rabstva-shag-za-shagom/311550_389019201164990_1332482940_n
https://fassbender.ru/12-let-rabstva-shag-za-shagom/311550_389019201164990_1332482940_n
https://fassbender.ru/12-let-rabstva-shag-za-shagom/acq7q8s1dt8
https://fassbender.ru/12-let-rabstva-shag-za-shagom/acq7q8s1dt8

Вот такая вывеска в качестве эпилога (ниже перевод):

https://fassbender.ru/12-let-rabstva-shag-za-shagom/12-years-a-slave-2341180
https://fassbender.ru/12-let-rabstva-shag-za-shagom/12-years-a-slave-2341180

Соломон Нортап

Рожден 1808 году свободным человеком. Выманен из Саратоги, похищен и продан в рабство в 1841;

Спасен в 1853. Автор “12 лет рабства”.

Город Саратога-Спрингс 1999.