Продолжаем разбираться с демотиваторами. Как влияют на мотивацию компетентность и стиль руководства, угнетение и отсутствие свободы.
1. Некомпетентность руководства
Мы можем любое наше нежелание работать списать на некомпетентность руководства.
Руководитель много чего должен уметь: грамотно ставить задачи, предоставлять полную и достоверную информацию, мотивировать, справедливо оценивать и так далее. Если он этого не делает или делает неправильно, то мы можем всё свалить на него. Но только в том случае когда мы не хотим ничего достичь. А вот если у нас есть цели и мотивы, то мы можем что-то изменить в своей жизни.
Справедливо и обратное. Компетентный руководитель повышает нашу мотивацию. Пример идеального руководителя нарисовали в сериале «Тед Лассо».
2. Стиль руководства
Теоретики менеджмента придумали разные стили руководства: авторитарный, демократический, делегирующий, наставнический, инструктирующий и так далее.
Если ваш стиль работы и стиль руководства вашего начальника не совпадают, то демотивации не избежать.
Сейчас в моде ситуационный стиль руководства, который подстраивается по сотрудника и положение дел. Но я таких руководителей не видел.
3. Угнетение
«Нас гипнотизирует ложная и непреодолимая потребность удовлетворять все желания других.
Самая трудная наша задача – победить общественное угнетение, которое держит наш дух в клетке и душит наш потенциал руками других. Мы придаем значение минутам, когда кто-то проявляет осуждение, авторитет или власть по отношению к нам – обременительным, жестоким, манипулятивным или несправедливым образом.
Эффект угнетения имеет место, когда благодаря другим людям мы чувствуем себя незначительными, бессильными и недостойными.
Брендон Берчард. «Манифест мотиваций.»
Нас угнетают родители, руководители, супруги, случайные водители, подрезавшие нас на дороге, хейтеры, да кто угодно может нас угнетать, если мы зависим от их мнения.
Что делать? Правильно! Не зависеть.
4. Отсутствие свободы
В книге Сила привычки автор описывает эксперимент Марка Мьюревена с печеньем (нет, это другой эксперимент с печеньем).
На стол поставили ароматное печенье (нет, это другой эксперимент) и одной группе детей жестко приказали его не есть, а других вежливо попросили. Потом и тем и другим дали тесты, в которых они должны были как можно дольше удерживать внимание. Дети, которым приказывали справились хуже. (Я же говорил другой!)
Но почему ученики, с которыми хорошо обращались, сохранили больше силы воли? Мьюревен обнаружил, что ключевое различие заключалось в чувстве контроля над опытом, которое появилось у учеников. «Раз за разом мы получали одни и те же результаты, - поведал мне Мьюревен. - Когда людей просят сделать что-то, требующее самоконтроля, они утомляются значительно меньше, если чувствуют, что это их собственный выбор или нечто приятное и полезное для окружающих. Если же им кажется, что за них решают, а им остается только выполнять приказы, их мускул воли устает значительно быстрее. В обоих случаях участники эксперимента проявили силу воли и не взяли печенье. Однако от людей, с которыми обращались неуважительно, это потребовало намного больших волевых усилий».
Чарльз Даххиг. "Сила привычки"
Всё просто! Нет свободы – нет мотивации!
Но есть исключения, о которых поговорим в других частях.