«Альфа-Банк», на мой взгляд, очень странный банк. В том смысле, что я не знаю, как к нему относиться.
Маркетологи и рекламщики обычно тщательно прорабатывают образ бренда до мелочей. В нем учитывается все: от позиции, которую компания будет занимать в политических и социальных вопросах, до личностных черт, которые были бы ей свойственны, будь она человеком. И специалисты, составляя анкеты для исследований, задают порой очень неожиданные вопросы. Например, купим ли мы зубную щетку «N», если ее производитель поддерживает не ту политическую партию, которой симпатизируем мы? И наденем ли кроссовки бренда «А», если он не разделяет позицию гендерного равенства? И т.д.
Что же касается личностных черт бренда, то тут учитывается даже то, насколько веселым, стильным и загадочным будет выглядеть он в глазах потенциальных потребителей. От этого же обычно зависит, какое именно лицо предстанет перед нами на экранах ТВ, смартфонов и плакатов на улице. Т.е. какой актер, певец или другая публичная личность снимется в рекламном ролике.
Странное лицо «Альфа-Банка».
«Альфа-Банк» в этом смысле выглядит ну очень неожиданно. То ли специалисты банка до сих пор в замешательстве, как себя позиционировать, то ли между ними нет никакой договоренности: маркетологи представляют одно, рекламщики – совсем другое.
С одной стороны, претенциозное «альфа» в названии наводит на мысль о желании компании стать либо первыми, либо альфой и омегой в банковском деле. С другой, Иван Ургант в рекламе бренда как-то не сильно соответствует задумке. Ведь «альфа» - это сильный, уверенный, напористый и в чем-то даже агрессивный мужчина, который способен внушить почтение и уважение к себе, даже если молчит. А Иван Ургант? Это же клоун, весельчак, балагур или даже душа компании! Кто угодно, только не альфа!
С «альфой и омегой» тоже… как-то не получается. И тут уже не балагур Ургант виноват, а неумолимая статистика. Ибо в глазах аналитиков «Альфа-Банк» даже на «бету» с «гаммой» не тянет. По данным сервиса «Банки.ру», он занимает всего лишь пятую позицию (после Сбера, ВТБ, Газпромбанка и НКО НКЦ). А, по мнению «Forbes», и вовсе 27-ю! Неубедительно как-то для «альфы».
От «Бесов» к подворотне.
С рекламой у «Альфа-Банка» тоже полнейшая неразбериха. Их ролики – один другого «краше»… В смысле отсутствия «альфизма» в сценариях и героях.
Ролик №1.
Иван Ургант сидит в кресле и рассуждает: «Бесплатно! Бес… - пауза, - платно! Какое красивое и, к сожалению, уже практически забытое русское слово!» Дальше предложение оформить бесплатную «Альфа-карту».
Каждый раз, когда я слышу это «бес… платно», я не думаю о бесплатности карты. Я думаю, зачем нужно было делить это слово в таком… непродуманном месте? Обычно я слышу два самостоятельных слова: «бес» (сатана, дьявол) и «платно». То есть карта получается платной и не совсем чистой, с точки зрения благородства помыслов. Что-то бесовское в ней явно угадывается. Потому что следом всплывают «Бесы» Достоевского и его «право на бесчестие», т.е. право поступать, как карта ляжет, а не как требуют правила, нормы и договоренности.
Возможно, не все зрители дойдут в своих рассуждениях до Федора Михайловича. Но уж про «беса» услышит каждый. Хотели подчеркнуть безвозмездность, поделили бы слово на 3 части, как при переносе – «бес-плат-но». Или запутались в правилах: «бес-плат-но» или «бес-пла-тно»?
Ролик №2.
На экране учебная аудитория. Преподаватель, стоя у кафедры: «И таким образом мы с вами делаем вывод, что ум нам дается, чтобы быть умными, а свобода, чтобы быть свободными. И вот в этом заключается основной посыл Альфа-Банка».
Студент с места: «Простите! Я свободен?»
На что первый парирует: «Самый умный, да?!»
Почему?! Почему выглядевший еще минуту назад умным препод вдруг теряет лицо и превращается в обычную шпану со двора? Нельзя ли было как-то поизящнее? А то, что после преподаватель требует, чтобы все подошли к нему и оформили кредит от «Альфа-Банка», вообще смотрится как злоупотребление служебным положением.
Словом, несолидно все как-то! Не хватает «альфовости» в облике «Альфы».
Подписывайтесь на канал! Рада каждому читателю!