Эта история попала в документы Московских приказов после того, как в январе 1660 года киевский воевода Василий Борисович Шереметев прислал в Москву «русского человека» Ивашку Степанова. Там ее и нашел историк Игорь Бабулин, потому что в Москве Ивашка поведал дьякам историю своих приключений и злоключений, затянувшуюся на долгие десять лет.
Все началось с того, что в 1650 году
«боярин ево, Микифор Толочанов, посылан в послех в Грузинскую землю»
А Ивашка был слугой, «дворовым человеком» этого самого боярина, стольника Никифира Матвеевича Толочанова. Посольство от царя Алексея Михайловича направлялось к царю Александру III Имеретинскому. Послы и их свита добирались до Кутаиси через Кабарду и перевалы Главного Кавказского хребта. В мае 1651 года после долгого пути посольство добралось до места и в целом оказалось успешным – подарки доставили, договор составили, в октябре 1651 года отправились назад.
Но назад поехали не все. Ивашка Степанов, к примеру, заболел. И его хозяин и начальник:
«ево, де Ивашку, в Грузинской земле в городе Кутаисе оставили больново»
Ивашка вскоре поправился и можно было бы попробовать догнать посольство или просто как-то попробовать добраться до родных краев. Но не все оказалось так просто. Потому что как раз после того, как Ивашка выздоровел:
«В то ж время приходили на Грузинскую землю войною дарианцы и тот де город Кутаис и иные городы и села и деревни повоевали и ево, Ивашка, в том городе Кутаисе взяли в полон и продали ево в Турскую землю»
Про «дарианцев» упоминается и в отчете посольства Никифора Толочанова, так как послам пришлось объезжать их земли. По мнению Игоря Бабулина это было менгрелы, княжество которых в те времена называли Дадианской землей, так как этим государством правили князья Дадиани.
Менгрелы были православными, что совершенно не помешало им продать православного пленника
«…в Турскую землю на каторгу и был он на каторге восемь лет, и с каторги на пристани у турского города Соленика утек в прошлом 167 году в Петров пост …»
«Продали на каторгу» - это значит, что Ивашка загремел на галеры, на которых отпахал восемь лет, пока не смог удрать «на пристани у турского города Соленика». Видимо – это были Салоники. Ну а 167 год – это 7167 от сотворения мира, в документах было принято цифру 7, стоящую первой, опускать – и так всем понятно. По привычному нам счету это был 1659 год от Рождества Христова.
Дальше Ивашка отправился в большое путешествие. Он прошел Грецию, Болгарию, придунайские княжества – Валахию и Молдавию. И в конце концов
«вышел из турской земли в литовский город в Хмельники в нынешнем во 168 году за две недели до Филипова посту».
И тут Ивашке повезло. Потому что отряд воеводы Шереметева как раз совершал рейд до Хмельника, где в ноябре 1659 года разгромил отряд поляков и казаков под командованием Потоцкого.
Ивашка, узнав, что свои совсем рядом:
«прибежал в полки к боярину и воеводе Василью Борисовичу Шереметеву».
Шереметев помог сбежавшему полоняннику добраться до Киева и потом отправил в Москву. В Москве к бывшему пленнику тоже отнеслись, как положено. Во-первых, он получил вольную. А во-вторых, был пожалован царским жалованием за «полонное терпение».
Так тогда было принято – раз не изменил в плену православной вере, терпел нужду, но не сдался, да еще и смог бежать и добраться до своих, значит достоит награды и уважения.
Ну и напоследок надо отметить, что Василий Борисович Шереметев, который помог Ивашке Степанову на финальном этапе его продолжительного путешествия, в следующем 1660 году сам угодил в плен к татарам и провел в плену целый 21 год, пока, наконец, не удалось договориться о его обмене.
Боярин Никифор Толочанов, взявший слугу Ивашку в дальнюю поездку и бросивший его больного на чужой земле, в дальнейшем служил воеводой в Дорогобуже и Смоленске. Причем в Дорогобуже он навоедствовался так, что мещане написали на него жалобу царю и Алексей Михайлович приказал отдать воеводу, обвиненного в «худых поступках» и «грабительстве» под суд.
---------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте » на YouTube , в Инстаграм