Найти тему

"А был ли мальчик?"

Все мы знаем, что лицедейство было изначально исключительно мужской профессией и в театре, на заре этого искусства, все женские роли играли мужчины. А вот в живописи иногда бывает наоборот - мужские роли тут "играют" женщины.

Геркулес и Омфала. Лукас Кранакх Старший. 1537 г.
Геркулес и Омфала. Лукас Кранакх Старший. 1537 г.

Следует отметить, что, в теме гендерных переодеваний ни актеры, ни художники не были первопроходцами. Эта тема стара как мир. Или, по крайней мере, как Древняя Греция, чья мифология пестрит подобными сюжетами. Вот, например, Геракл был так покорен царицей Омфалой, что ради нее позабыл о боях и сражениях и променял секиру на прялку. Герой целые дни напролет проводил у ног возлюбленной, обрядившись в женское платье. Так его и изображает Лукас Кранакх Старший. Правда, на его картине Геракл вполне мужественен, несмотря на женские одежды.

Большим поклонником комедии положений и переодеваний был Уильям Шекспир. Он часто использовал этот прием в своих произведениях. И художники, бравшиеся изображать шекспировские сюжеты, часто шли по его стопам. Вот, например, знаменитая "Двенадцатая ночь" Уолтера Деверелла, на которой Элизабетт Сиддал позирует для Виолы, переодетой в мужское платье. А вот иллюстрация того же Уолтера Деверелла к пьесе "Как вам это понравится", где "роль" переодетой в мужское платье Розалинды "играет" младший брат художника, во всяком случае, позировал для картины именно он.

Впрочем, у прерафаэлитов есть картины, где подмена пола героев не обоснована сюжетом. Вот например, картина Уотерхауса "Сон и его единокровный брат Сметь". Полотно изображает двух юных греческих богов Гипноса и Танатоса - детей Ночи, которые мирно дремлют вместе.

Эта картина стала одной из первых больших работ в творческой биографии Джона Уильяма Уотерхауса. Художнику было в ту пору всего лишь 25 лет и на оплату услуг профессиональной модели у него не было денег. Художник уговорил позировать соседскую девчонку, так что оба брата: Гипнос и Танатос, - написаны с Кейт Дубль. Это, кстати, единственная работа, для которой она позировала художнику.

Впрочем, в истории живописи можно найти и более оригинальные поводу для подмены пола модели. Например, расставание с любимой. Картина "Dolce Far Niente" Холмана Ханта изображает разряженную в пух и прах красотку, но многие зрители часто отмечают, что у красавицы несколько мужеподобные черты лица.

Есть мнение, что художник начинал писать эту картину еще в пору своих отношений с Энни Миллер и изначально для картины позировала именно она. Однако же бойкая красотка бросила художника ради кузена благородного лорда Ренеалага капитана Томаса Томсона. Картину пришлось дописывать уже без нее и Хант никак не мог найти подходящую модель. Тогда кто-то из друзей художника нарядился в женское платье, чтобы помочь завершить картину.

Dolce Far Niente. Холман Хант. 1860 г.
Dolce Far Niente. Холман Хант. 1860 г.