Найти тему
Александр Асов и К°

Сказание о Богумире Дажьбожиче

Богумир. Коллаж по рис. мира фэнтази
Богумир. Коллаж по рис. мира фэнтази

Великое множество прекрасных и мудрых легенд о прародителях сохранили древние священные книги сла­вян — «Книга Коляды», «Книга Велеса» и «Веда славян», а также родственные ведические предания.

Здесь мы расскажем о величайшем предке, прародителе соб­ственно славянских родов — Богумире и о его супруге Славуне.

Великая тайна окружает сей образ. Почему его на­зывают то чуть ли не Творцом Мира, то богом Смерти, то первым царем-жрецом, сыном Бога и Прародителем людей. Кто же он был и что свершил? За что его почитали мно­гие народы Европы, Азии и даже Африки?

Перенесёмся на Южный Урал, к истоку священной Ра-реки, в великие степи Семиречья, где во III—II тысячелетиях до н.э. рождались первые славяно-кимммерийские роды и явилось великое царство Богу­мира.

Сын Дажьбога и Марены

  • — Какое дать ему имя? — спросили у гор Дажьбог и Марена. «Имя?!» И вслушались они в эхо, про­ка­тившееся по горам: «И... М... Я...» И решили: «Пусть он носит имя в честь матери Зимы». И назвали его — Зимой, или, коротко, — Имой, Имиром.
  • «Белая Книга» , Гл. I. Богумир.

Более пяти тысяч лет минуло с тех пор. В те времена и звёзды были иные — созвездие Тельца смотрело пря­мо на Север. И тогда в Ирийских-Уральских горах родился сын бога Весны и Солнца — Тарха Дажьбога и богини Зимы и Смерти — Марены Свароговны.

Марена и Дажьбог наделили сына тайной двойного бессмертия — духовного и телесного. Дажьбог дал ему выпить млеко-абриту, которая истекала из сосцов небесной Коровы Амелфы, прабабки Богумира. И так Богумир обрёл духовное бессмертие.

Марена дала сыну бессмертие телесное. С тех пор часто к Богумиру приползал Змей, приносивший Бо­гу­ми­ру яблоки из Ирийского сада. Он их вкушал, и бо­лез­ни покидали его, тело обретало новые жизненные силы. Богумир остался смертным, но жизнь его могла прод­ле­ваться бесконечно. Но смертным было не место в Ирии, и потому Богумир вместе с женой Славуней ос­тавил Ирийскую гору. Богумир предпочёл жизнь в явленном мире, выбрал радости и беды плотской пре­ходящей жи­зни. Решил стать прародителем великих народов.

И ушёл он вместе с детьми и женою Славуней. Её почитали пере­рождением матери Сва-Славы. А самого Богумира — перерож­­­де­нием праотца Сварога, ибо был он внуком оного по линии Марены и правнуком — по линии Дажьбога.

Богумир из храма Ретры (оплавленная статуя и реконструкция). IX век. Надпись: ИМИР.
Богумир из храма Ретры (оплавленная статуя и реконструкция). IX век. Надпись: ИМИР.

Сварог, бог Неба, — праотец Богумира, потому по­томки Богумира, славяно-киммерийцы, — также дети Сва­рога. Об этом в «Велесовой книге» (Род II, 2:6) сказано: «И так Сварог — Отец, а прочие — суть сыны Его». Далее в «Велесовой книге» дана последовательность нис­хождений Все­выш­него. Первое: Род — «Отец всех ро­дов», затем Сварог, далее сам Богумир — третий в сём ряду, от коего пошёл род «от Кия до князей киевских».

Переселение в Аркаим, первое жертвоприношение

  • В те времена был Богумир — муж Славы, и имел он троих дочерей и двух сыновей. Они привели скот степи и там жили среди трав...
  • «Велесова книга», Род II, 1:1

Степи, в коих поселилось семейство Богумира, как сказано в «Велесовой книге», расположены в Семиречье, у истоков Ра-реки, «за морем в крае зелёном». Семейство Богумира пришло в священную Медвежью до­лину, надо полагать, что недалеко от высочайших гор Южного Урала — Иремель и Ямантау, вблизи Медведь-горы Аркаима («арк» — значит «медведь»). Медвежьей она называлась также потому, что здесь являлся Велес в образе Мед­ведя.

Богумир поселился в Медвежьей долине, ибо по­читал себя правнуком Велеса. Был он сыном Дажь­бога и внуком Роси, отцом коей почитается Велес, согласно «Книге Коляды».

Здесь, в священной до­лине Аркаима, и был за­ложен Богумиром и его се­мейством святой Кайле-град по ве­лению бога Велеса. Этот город упомянут в «Веде славян» как Круглый город (Калица, Коло-град, или Кайле-град).

Также сей град подробно описан в Авесте: «И вот Йима (Богумир) сделал Вар (Двор) размером в бег на все четыре стороны для жилья людей... В переднем округе он сде­лал девять проходов, в сред­нем шесть, во вну­треннем три...» (Видевдат, Фрагард 2, 33–38). Сие описание Кайле-града совпадает с видом раз­валин древнего города, недавно об­на­ру­женного в Арка­име.

Горы и долины Южного Урала, окрестности Аркаи­ма — суть исток самой ведической веры. Здесь, на Ире­мель-горе, у истока Ра-реки лежит Бел-горюч камень Алатырь. Рядом с горой Ире­мель находится высочайшая вершина Южного Урала — Ямантау. «Яма» — ведийское имя Богумира, «тау» — значит «гора».

Скорее всего, с этой горой связано предание о первом же­р­­т­­вопри­ношении, свершённом Ямой-Богумиром. Опи­­­са­но оно и в «Книге Велеса», и в «Авесте», и в «Книге царей», а также в книгах зороастрийских жре­цов-мо­бедов.

Богумир взошёл на сию великую гору. И тут ему явился бог Квасура, посланный богиней Ладой и дра­коном Ладоном, охра­няющим золотые яблоки Ирия. «И тут Ладо-бог... повелел вылить мёд в воду и осуривать его на солнце. И вот Солнце-Сурья сотворило то, что он забродил и превратился в сурицу. И мы пьём её во славу божью» («Велесова книга», Род II, 2:2).

Квасура. Оплавленная статуя из Ретры. IX век. Гравюра и реконструкция.
Квасура. Оплавленная статуя из Ретры. IX век. Гравюра и реконструкция.

А потом Квасура передал сию тайну Богумиру. И Богумир сделал первое жертвоприношение божест­вен­ной сурьей на горе Ямантау. По китайским пре­даниям, он для этого изготовил 9 треножников-жерт­венников, каждый из которых могли сдви­нуть с места лишь 90 тысяч человек.

Сие жертвоприношение наделило его великою силой. И он получил от богов «фарр», то есть божественный знак. Теперь по его желанию рядом с ним, как и рядом с самим Сварогом, мог являться змей Ладон, а вокруг главы его образовалось сияние. И так «Богумиру боги давали земные блага, и их мы имели» («Велесова книга», Род II, 3:1).

Семья Богумира и Славуни до и после Потопа

  • И поднялись Воды Великие!..
    Богумир с женою Славуней,
    с дочерьми и всеми сынами
    скрылись тут в Великом Дворе,
    взяв с собою птиц и животных,
    семена всех земных растений.
  • «Книга Коляды», XII б

В стенах святого Кайле-града Богумир и его семейство пережили Великий Потоп, случившийся по­сле того, как Дажьбог расколол Золотое Яйцо с Ка­щеевой смертью.

О потопе Богумира предупредил Асила Велес (он же в аве­стий­ских легендах Ахура Мазда, предупредивший о по­топе царя Йиму). Воды не тронули святой город, и здесь были спасены Богумиром животные, растения и люди.

После Потопа встала перед Богумиром непростая задача. Ему нужно было выдать своих дочерей замуж и женить сынов, дабы увидеть внуков и дабы род Бо­гумира умножился. Но трудно было тогда отыскать же­нихов и невест, ибо земля обезлюдела.

Известны предания о многих дочерях Богумира, из которых в «Книге Велеса» упоминаются три: Древа, По­лева и Скрева, от коих пошли роды древлян, полян и кривичей. Также доче­рями Богумира называют Ночь Ку­пальницу и две Зари — Ут­реницу и Вечерницу, к коим добавляют и дух полдня — Полу­дницу. А также прекрасных полубогинь — Плугу, Подагу и Прию. Сыновьями Богумира «Велесова книга» называет Севу и Руса — прародителей северян и русов. Восточные ле­генды при­бавляют к ним Кимари — пра­родителя ким­мерийцев, Скифа — прародителя скифов и Казара (он же, надо полагать, Кайсак) — прародителя казаков и многих иных восточных народов сакской группы.

И вот Богумир решил искать мужей своим дочерям. И тогда он запряг повозку и поехал куда глаза глядят. И доехал до священного дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра, свершая огненные жертвоприно­ше­ния и призывая бога Огня — Сварожича.

И тогда явились Богумиру на конях дети бога Огня — Утренник, Полуденник, Вечерник и Полуночник — хра­нители четырёх сторон света, которые вместе с отцом берегут мир от вторжений в него злых сил. Их называют также на древнем языке Кумарами (то есть Юношами), и сошли они с горного хребта Кумартаг, что соединяет горы Ямантау и Иремель.

А потом явился и сам Семаргл, а затем и Велес, со­про­вож­даемый своими детьми-мудрецами в образе мед­вежат. И были они душами семи звёзд Большой Мед­ведицы, и звали их — Крив, Пров, Браг, Ант, Подаг, Арк и Сава.

И тогда Богумир с женихами вернулся в Кайле-град. И был великий брачный пир. И отдал Богумир своих дочерей за сыновей богов. И их потомство положило начало многим великим родам людей, полубогов, а также родам лесовиков и русалок.

А от Семаргла и Ночи Купальницы был рождён Купала (он же у индусов Капила), нисхождение в наш мир Всевышнего. И все потомки Богумира, в особенности славяне, почитают себя детьми богов.

Правление Богумира

  • И приносил ей жертву великолепный Йима:
    — Такую дай удачу, благая Ардви-Сура,
    чтобы добился власти я —
    над дэвами, людьми, над ведьмами, волхвами,
    кавийскими тиранами и злыми карапанами...
  • Авеста, Яшт 5, 25–26

Шли годы. Род Богумира умножался, являлись новые города. Потомки Богумира стали наполнять землю, тес­нить роды первых древних людей.

В Авесте описано, как трижды расширялось царство Богумира: «И вот царству Йимы триста (потом — шесть­сот, девятьсот) лет настало... Не находилось места для мелкого скота, и крупного скота, и людей... Тогда Йима выступил к свету в полдень на пути Солнца. Он, об­ратившись к земле, дунул в золотой рог и провел по ней кнутом (вариант: бросил золотую стрелу, докуда она до­летала, там являлась суша),говоря: Милая Спэнта Армайти (Святая Земля), расступись и растянись вширь!.. Вот так Йима эту землю раздвинул..

И так на Урале и в южноуральских степях об­разова­лось цар­с­­тво Богумира. Золотая стрела авести­йских ле­генд полностью соответствует золотой стреле в руке ста­туи Богумира из Ретры. Бросание стрелы подразумевает завоевательные походы родов Богумира во все стороны света. По мере роста сие государство захватило потом чуть не всю Евразию. Богумира помнят славяне, скан­динавы и германцы, индусы и иранцы.

О его деятельности рассказывают также китайцы. В Китае он — первопредок Юй. Там он также обуздал По­топ с помощью саморастущей земли «сижан» (сравни с саморастущей Спэнта Армайти авестийских легенд о Йиме). Он провёл каналы с помощью дракона Ин-Луна (он же славянский Ладон). Учил китайцев ремёслам и искусствам. Основал древнекитайское государство, раз­бил Китай на провинции и оставил после себя сакскую, то есть арийскую, династию первых китайских императоров — Ся. Теперь пирамиды его рода находятся в провинции Шен-си, у города Сиянь, в земле «ста пирамид», центре древнейшей на земле арийской пракультуры, до сего времени плохо изученной.

Помнят о Богумире и в Африке. В Руанде о нём рассказывают как о первопредке и демиурге Имане (Омане), ко­торый создал мир, первую пару людей, также хотел на­делить людей бессмертием, но ему помешал змей.

По славянским легендам, Богумир был величайшим из вож­дей земли Киммерийской, то есть земли бога Им­и­ра, Кимира (земли Ким-пуруша варны в Ведах Ин­дии). Он долго и мудро правил страною. В «Авесте» и «Веде славян» сообщается, что Богумир многое узнал от Ахура Мазды (Велеса), а потом передал свои знания людям.

Согласно книгам магов-мобедов, а также волжским пре­даниям о Чим-Булате, первые пятьдесят лет прав­ле­ния он потратил на совершен­ствование ору­жия: на­учил лю­дей выплавлять металлы, ковать доспехи и мечи. Следующие пятьдесят лет он выделывал шелка, меха и по­лотна, изобрел ткацкий станок. Затем занялся гра­до­стро­ительством, для чего при­ручил дэвов (дивь­их людей), кото­рые ему поко­рились и стали возво­дить сте­ны городов и прекрасные дворцы.

В «Ве­де сла­вян» го­во­­­рится также о том, что царь Има-Богумир учил людей па­хать, сеять, жать, печь хлеб, а также делать из глины по­суду. Сам же Богумир всему этому научился от бога Велеса.

После Богумир занялся наведением порядка в го­су­дар­ст­венных делах. В авестийских сказаниях ут­вер­ж­дается, что он разделил народ на сословия: жрецов, воинов, ре­ме­с­ленников и земледельцев. А в «Ве­лесовой книге» Богумир вы­ступает осно­вателем вечевого и кня­жеского правления: «И было у нас (во времена Бо­гумира) по-иному. Старшего в роде мы избирали в князья, который в старое время становился нашим вож­дём...» («Велесова книга», Род II, 3:1).

Но самым большим его достижением по праву на­зы­вают то, что он овладел секретами врачевания и узнал тайну телесного бессмертия (говорят, что от своей ма­тери Марены — богини смерти). Так он себя и своих при­ближённых поcтавил наравне с богами. Потому он и прожил более 900 лет.

Но это же было его грехом. Ибо, познав тайну те­лес­ного бессмертия и тем более сделав её доступной мно­гим людям, он принизил и отверг бессмертье ду­ховное. Этим, по мнению пророка Заратуштры, было выз­вано его дальнейшее падение.

Возвышение и падение Богумира

  • Вот что писали об Има-царе:
    был-де на небе он три годины,
    Вышнему Богу службу справлял.
    Вышнего Бога он ублажал —
    Тот ему дар тогда даровал —
    Ясную книгу...
  • «Веда славян», VII, 110

Има-Богумир стал величайшим царём-священником. Он смог живым вознестись на небо и три года служил у престола Всевышнего. Потому он и получил в дар от Бога Вышня Ясную книгу, в коей заключены гимны бо­гам, поющиеся во время жерт­воприношений. И с этой книгой он спустился к людям.

Так он стал равен богам. Он стал почитаться наравне с Крышним, Велесом и Колядою, которые также при­несли от престола Всевышнего Святые Книги.

Богумир стал первым человеком, который начал сле­довать ведическим предписаниям и приносить жертвы богам. По «Книге Велеса», праотца Богумира богиня Ла­да и бог Квасура научили делать жертвоприношения воз­ливанием на алтарь священной сурицы.

Богумир также первым стал делать обильные жерт­во­прино­шения животных. В «Веде славян» говорится о том, что он приносил в жертву Велесу «триста волов и три­ста коров». А в «Авесте» сказано, что царь Има при­нес в жер­тву богине Суре (она же река Ра-Сурья) на горе Хукарья (Ямантау) «сто же­ребцов, и ты­сячу коров, и ми­ри­ад овец». И это было имен­но жер­твоприношением, ибо, по авестийским ле­гендам, в ту пору люди не ели мяса (жреческая традиция).

На 700-м, либо 900-м году жизни (по «Шах-Намэ» и «Авесте») Богумир с по­мощью по­корных ему дивов и дракона Ладона воздвиг свой пре­стол до самого неба. Он решил, что нет никого выше его. Он возгордился и стал требовать, чтобы его по­чи­тали «глав­ным над всеми богами», то есть не только Сыном Бога, но Самим Всевышним — Сыном, равным Отцу.

Царить над Вселенною — вот мой удел.
Немало свершил я блистательных дел.
Искусства и знанья живительный свет
Я первый зажёг, мне подобного нет!

«Книга царей», Джемшид, 945

Вот что сказал Джемшид-Богумир. Также он начал тре­бовать непокорившихся ему именовать демонами. И он начал войну против них во всех землях.

После сих слов и дел многие люди смутились. Одни повергли статуи старых богов и поставили в храмах изображения царя Богумира. А иные не захотели под­чиняться сему нововведению. Дело дошло и до рели­ги­озных междоусобиц. Так, предки скандинавов и гер­манцев приняли Имира-Богумира как Бога. В скан­ди­навских преданиях, в Эдде, образ Имира вытеснил Рода и Сварога. Имир в Эдде — это сам Творец-Род, из тела коего в начале вре­мён является мир.

Богумир под Мировым древом. Рельеф святилища Буши.
Богумир под Мировым древом. Рельеф святилища Буши.

Иные народы, например, предки славян, отнеслись к сему спокойнее — они продолжили почитать и Рода, и иных богов, и сына Дажьбога — Богумира. Богумир сла­вянами почитался равным Сварогу, но тем не менее ник­то не забывал, что он пришёл после Сварога. В «Велесовой книге» сказано, что Богумир «был наречён Тво­р­цом-Твастырем, поскольку Тот (Твастырь Сварог) Пра­отец ему и всем славянам» (Род II, 2:4). Наречь Твас­тырем — это значит дать Богумиру имя самого Творца Сварога. Также там говорится, что «боги нарекли имя сие».

Тем временем на Земле явился сам Владыка Зла — Ах­ри­ман (Чернобог Каранджель). Он основал Вавилон, потом со­бла­з­нил сына царя праарабов-семитов Зохака и обратил его в трёхглавого дракона (авест. Ажи Дахака, он же у сер­бов — Аждайя, у болгар — Аждер, у русских — Ящер).

Держава Богумира стала распадаться от религиозных меж­доусобиц. И дело дошло до того, что нашлись бли­жайшие спо­движники Богумира, пришедшие на по­клон к Зохаку, дабы он встал царём земли Ким­ме­рий­с­кой и навёл там порядок. Сделали они это, потому что у Бо­гу­ми­ра пропал божественный знак — «фарр», от него ушёл дра­кон Ладон. А поскольку Зохак сам обернулся дра­ко­ном, значит, решили они, «фарр» пе­решёл к нему.

Началась долгая война сторонников Богумира и Ящера. Битвы бушевали на огромном про­ст­ран­стве Ев­разии, в горах и на равнинах, от Вавилона до ураль­ского Кайле-града. Из одних только пленников, ко­­торым едва удалось избежать жертвоприношения Ящеру, образовался народ курдов (они же на Урале — баш­корды-башкиры).

После многих битв войска Богумира потерпели по­ра­жение. Кайле-град был покинут. Началось ужасное ты­сячелетнее правление дракона Зохака, воздвиглось цар­ство Чернобога, кое было разрушено только после прихода сына Дажьбога — Ария.

Богумиру пришлось бежать в Китай, где он через сто лет был убит. Согласно старой уральской легенде, его уб­ил сам отец Дажьбог (либо Велес в одном из своих воплощений). Он разрубил Богумира на две по­ловины. Одна, тёмная, ушла в Пекло. Она обернулась чудовищем Ямой, которое стало пожирать души грешников.

Вторая часть, светлая, вознеслась в Ирий. В Ирии Богумир сел одесную Дажьбога среди великих богов, он стал небесным покровителем славян.

#веды руси #славянская мифология #русь #велесова книга 

* * *

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси .

* * *

Читайте книгу Александра Асова «Венок сказаний о Владыках звёзд» («Мифы славян»), « Сказание Бусе Кресене», "Фантастикум. Дело о похищении Либерии королевы Анны Ярославны" на сайте AUTHOR TODAY.