Эта катастрофа произошла 46 лет назад, однако многие документы о тех событиях рассекретили только в 2005-м. В том же году, после обнародования некоторых данных, которые помогли лучше осознать масштабы трагедии, канал Discovery включил это событие в число десяти крупнейших технологических катастроф в мировой истории.
Возведение дамбы на реке Жухэ в восточной части Китая началось весной 1951-го. Уже к лету следующего года проект, направленный в первую очередь на борьбу с наводнениями, был реализован. Одним из факторов, побудивших приступить к строительству, стала стихия на реке Хуанхэ — в начале 1950-го на севере КНР в очередной раз затопило обширную территорию.
Ошибки проектирования
Разногласия среди инженеров относительно конструкции будущего сооружения возникли уже при разработке документации. В целях экономии средств решили ограничиться пятью водоспусками. Ряд специалистов понимал, что для большей надежности этого может оказаться мало, но открыто выступил лишь молодой Чэнь Син, которому на тот момент было около 30 лет. Он настаивал на необходимости постройки сразу 12 шлюзов.
В результате его попросту отстранили от работы, обвинив в намерении необдуманно растратить государственный бюджет. Никто не верил в те масштабы возможного наводнения, о которых говорил Чэнь. По оценкам ученых, раз в тысячу лет за день может выпасть максимум 300 мм осадков; именно на это и был расчет.
В целом, команда проектировщиков, оставшаяся без Сина, допустила ряд просчетов, что привело после постройки грунтовой дамбы Баньцяо к появлению в ней трещин. Огрехи пришлось устранять при содействии советских ученых, которые помогли укрепить сооружение длиной 118 м при помощи стальных конструкций. Была увеличена и высота объекта до 24,5 м. Общая емкость водохранилища составила 492 млн куб. м. В то время в рамках проекта «Обуздай реку Хуанхэ» были построены десятки аналогичных больших и малых конструкций.
Одно из главных сооружений, дамбу Баньцяо, считали достаточно надежной, и никаких оснований сомневаться в этом не было, за исключением лишь критики со стороны укрепившего свои позиции среди научного сообщества Чэнь Сина. В 1961 году его пригласили для устранения очередных проблем, вскрывшихся на объекте, но после того как он начал высказывать свои опасения и выражать недовольство самим проектом, инженера опять отстранили.
Пришествие речного дракона
В итоге неугомонный гидролог оказался прав. В начале августа 1975-го мощный тропический циклон принес на восток Китая обильные проливные дожди. За шесть часов выпала годовая норма осадков — 800 мм, а за весь день — 1059 мм, что привело к прорыву Баньцяо и нескольких десятков других плотин.
Когда уровень воды начал стремительно подниматься, 6 августа с дамбы сделали запрос на спуск воды, но изначально в этом было отказано, так как ниже по реке зафиксировали подтопления. К вечеру следующего дня в сооружении появились первые трещины, а открыть затворы шлюзов уже оказалось проблематично; вода к 21:00 была практически в 2 см от верха.
Военные приняли решение разрушить дамбу авиаударами, чтобы предотвратить дальнейшее накопление воды. Но в тот самый момент, когда вопрос согласовывался с командованием, выше по течению прорвало плотину и стремительный поток хлынул в направлении Баньцяо, которая в ночь на 8 августа также пала под ударом стихии. Только за первые часы вытекло около 700 млн куб. м воды.
Волна шириной свыше 10 км, достигавшая в высоту 7 м, сметала все на своем пути, мчась со скоростью 50 км/ч. Расположенные ниже дамбы были уже бессильны. А эвакуацию из-за обрыва средств связи не удалось вовремя провести в большинстве населенных пунктов. Впоследствии китайцы окрестили эту трагедию «пришествием речного дракона».
Под грифом «Секретно»
Многие сведения о катастрофе были строго засекречены, прессе не разрешалось самовольно касаться этой темы, только под контролем КПК. Некоторым журналистам, несмотря на запрет, удавалось попасть в зону бедствия. Но ученые и все те, кто имел отношение к Баньцяо, боялись открыто говорить о произошедшем.
Некоторые исследования, посвященные наводнению, начали появляться уже в конце 1980-х – начале 1990-х. Более-менее реальные масштабы стали известны общественности лишь в 2005-м, когда власти рассекретили документы. Многие очевидцы тех событий смогли подробно рассказать о прорыве дамбы. А канал Discovery включил китайскую трагедию в число десяти крупнейших технологических катастроф в мировой истории.
В 1938 году в Китае произошло более разрушительное наводнение, однако оно было спровоцировано намеренно. В ходе японо-китайской войны солдаты Поднебесной разрушили дамбу на реке Хуанхэ, чтобы остановить продвижение императорской армии.
Хотя сам факт наводнения в 1975-м скрыть было невозможно. Да и власти в первые же дни после случившегося обратились к гражданам с просьбой пожертвовать средства на борьбу с последствиями стихии. Удалось собрать порядка $45 млн. Сам же ущерб позднее оценили в $10 млрд — было разрушено около 6 млн различных зданий.
Несмотря на рассекречивание некоторых данных, точное количество человеческих жертв навсегда останется неизвестным. До сих пор можно встретить самые разные оценки — от нескольких десятков до нескольких сот тысяч, с учетом тех, что погибли от голода и эпидемий. Из-за разрушения коммуникаций и путей сообщения доставить медикаменты и продовольствие тогда оказалось проблематичным, а та гуманитарная помощь, что сбрасывалась с самолетов, иногда попросту попадала в воду и тонула.
Саму дамбу восстановили в полной мере лишь в начале 1990-х. В последние три десятилетия Китай возвел огромное количество гидротехнических объектов по всей стране; несколько масштабных инициатив реализуется в настоящее время. И при воплощении этих мегапроектов, как и десятки лет назад, находится свой Чэнь Син, критикующий возведение крупных дамб на китайских реках, в том числе из-за возможных последствий в случае прорыва.