Недавно довелось побывать на выставке Зинаиды Серебряковой. Порадовало хорошее освещение в залах - к каждой картине была подведена локальная подсветка. И с разрешения организаторов сделал несколько снимков непосредственно с холстов.
Первая в СССР выставка Зинаиды Серебряковой, состоявшаяся в 1966 г., имела оглушительный успех. Молодые художницы начали едва ли не поголовно копировать манеру ее письма. Подражали стилю ее одежды, делали модные прически «под Серебрякову». В квартирах и на рабочих местах люди вывешивали репродукции её картин.
Тогдашние советские руководители вместо того, чтобы «пресечь тлетворное влияние», будто сами были околдованы талантом художницы-эмигрантки. Министерство культуры выделило крупную сумму в валюте, на которую Русский музей приобрел 21 полотно Зинаиды Серебряковой.
По личным впечатлениям, в картинах Серебряковой угадывается некое скульптурное начало, унаследованное от знаменитого отца Евгения Лансере. В бронзе ее изысканные «ню» могли бы стать превосходными пластическими миниатюрами.
Художница расширила границы прекрасного, наполнив образы цветом и неповторимым живописным совершенством. И еще особенным, одной лишь ей присущим видением человеческой красоты.
С интересом почитал аннотации к картинам, в основном они поступили на выставку из собрания Русского музея:
- В 1914 году, подчиняясь желанию «говорить языком фресок и поэм» Серебрякова уехала в северную Италию. Произведения мастеров эпохи Возрождения – Джотто, Пьеро дела Франчески, Мазаччо и Тинторетто восхищали её ясностью композиции и красочным совершенством.
Однако вскоре Зинаида была вынуждена покинуть Италию – началась Первая Мировая война.
Свои впечатления от живописи Ренессанса она воплотила в картине «Крестьяне». В её основе лежит один из сохранившихся фрагментов большой композиции «Жатва». Остальные куски она сочла неудачными и уничтожила.
Сцена в поле носит вневременной характер. Серебрякова наделяет фигуры крестьян величавостью, внутренним достоинством. Отрезанный ломоть хлеба насущного и налитое в миску молоко обретают в их руках значимость предметов священного обряда.
- В 1916 году у Серебряковой родился замысел новой картины «Беление холста».
Она скрупулёзно изучала полевые работы, отбирала характерные позы, жесты, ракурсы. Всё в этом произведении – и фигуры крестьянок, и пейзаж, проникнуты жизнеутверждающим ощущением земного бытия.
- Через образы окрестных крестьянок Серебрякова стремилась передать духовную и физическую красоту русских женщин.
- На картине «Карточный домик» безобидная детская игра предстает аллегорией зыбкого, легко разрушаемого счастья. Тревожную ноту вносит в полотно траурная рамка. Это было трагическое для художницы время. 17 апреля 1919 года на руках Серебряковой умер от сыпного тифа её муж Борис Анатольевич
- Несомненной вершиной творчества Серебряковой являются её портреты. На одном из них предстаёт Дмитрий Бушен - живописец, график, сценограф, младший хранитель Эрмитажа.
Он был потомком гугенотов, обосновавшихся в России во времена Екатерины II. В конце 1920-х Бушен разрабатывал рисунки для тканей и модели одежды по заказам европейских домов моды Пату, Риччи, Ленван и Лелонг.
- Заслуженную славу принесла Серебряковой «Балетная сюита». Серия состоит из полутора десятков портретов балерин, исполненных в основном в технике пастели.
Большое впечатление производит портрет балерины М.С. Добролюбовой. Она задумчиво смотрит на зрителя из мерцающего полумрака театрального закулисья.
- Делая зарисовки в Мариинском театре, Серебрякова подружилась с 19-ти летней балериной Лидией Ивановой. Её карьера только начиналась, но все прочили ей блестящее будущее звезды русского балета. На портрете лицо Лидии озарено светом улыбки с оттенком затаённой грусти.
Летом 1924 года балерина трагически погибла – моторная лодка, на которой она совершала прогулку, столкнулась с речным пароходом.
- Очень любила Серебрякова писать портреты детей. Своих у художницы было четверо: Евгений, Александр, Татьяна и Екатерина. В своих работах она блестяще передавала красоту и очарование удивительного мира детства.
- В эмиграции её безотказными моделями были сын Александр и дочь Катя. Особенно часто позировала художнице дочь.
Ко всем своим моделям Серебрякова относилась доброжелательно и уважительно. Аббат на её портрете предстаёт почтенным духовным пастырем, и в то же время человеком, с пытливым интересом взирающим на мир.
- Задумчива и сосредоточена на своих переживаниях еврейская девушка из марокканского города Сефру. За ней стоят многие поколения её предков - местные берберы приняли иудаизм ещё в 1 веке н.э.
- В портрете Анны Александровны Бенуа-Черкасовой с сыном художница создаёт атмосферу домашнего уюта, семейного счастья и покоя
- В автопортретах 1920-х годов Серебрякова предстает либо в образе художницы, либо матери – «два полюса, между которыми она металась как тигрица» …
- Полны классического совершенства «ню» Серебряковой. Следуя канонам красоты Пуссена и Ботичелли, для собственных картин художница уговаривала позировать сестру Екатерину. В 1912 г. картина «Купальщица» была приобретена Русским музеем.
- Динамикой и драматизмом наполнила Серебрякова мифологическую сцену об охотнике Актеоне, увидевшем в оливковой роще Диану. За дерзость он был превращен богиней в оленя
- Натюрморт с атрибутами искусства может служить визитной карточкой семьи Бенуа-Лансере-Серябряковой. Все вещи: гипсовая маска Гермеса, угольные карандаши, кисти, блокноты для рисования создают иллюзию присутствия художника в привычной ему творческой среде
- Откровением стали пейзажи Серебряковой. Её раскованная живописная манера создает ощущение живого трепета природы
- Яркими красками полны её работы, написанные на побережье Бретани, во французском Провансе и марокканском городе Фесе
- Буйную щедрость южной природы передают натюрморты Серебряковой
На выставке узнал об интересном факте её биографии. Оказывается, до революции Серебрякова едва не стала Академиком живописи. В 1917 году она была выдвинута на звание действительного члена Императорской Академии художеств. Но процедуру утверждения завершить не удалось из-за грянувших революционных событий.
Но право, классического совершенства в её картинах хватило бы на трёх академиков.