Найти тему

Неповторимая Зинаида Серебрякова

Недавно довелось побывать на выставке Зинаиды Серебряковой. Порадовало хорошее освещение в залах - к каждой картине была подведена локальная подсветка. И с разрешения организаторов сделал несколько снимков непосредственно с холстов.

В выставочном зале
В выставочном зале

Первая в СССР выставка Зинаиды Серебряковой, состоявшаяся в 1966 г., имела оглушительный успех. Молодые художницы начали едва ли не поголовно копировать манеру ее письма. Подражали стилю ее одежды, делали модные прически «под Серебрякову». В квартирах и на рабочих местах люди вывешивали репродукции её картин.

Тогдашние советские руководители вместо того, чтобы «пресечь тлетворное влияние», будто сами были околдованы талантом художницы-эмигрантки. Министерство культуры выделило крупную сумму в валюте, на которую Русский музей приобрел 21 полотно Зинаиды Серебряковой.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна, 1884-1967 https://i.pinimg.com/736x/62/5e/a0/625ea084cc352daea768e7278244a2a8.jpg
Серебрякова Зинаида Евгеньевна, 1884-1967 https://i.pinimg.com/736x/62/5e/a0/625ea084cc352daea768e7278244a2a8.jpg

По личным впечатлениям, в картинах Серебряковой угадывается некое скульптурное начало, унаследованное от знаменитого отца Евгения Лансере. В бронзе ее изысканные «ню» могли бы стать превосходными пластическими миниатюрами.

Художница расширила границы прекрасного, наполнив образы цветом и неповторимым живописным совершенством. И еще особенным, одной лишь ей присущим видением человеческой красоты.

Балетная зарисовка. Перед балетом П.И. Чайковского «Лебединое озеро», 1924 г.
Балетная зарисовка. Перед балетом П.И. Чайковского «Лебединое озеро», 1924 г.

С интересом почитал аннотации к картинам, в основном они поступили на выставку из собрания Русского музея:

- В 1914 году, подчиняясь желанию «говорить языком фресок и поэм» Серебрякова уехала в северную Италию. Произведения мастеров эпохи Возрождения – Джотто, Пьеро дела Франчески, Мазаччо и Тинторетто восхищали её ясностью композиции и красочным совершенством.

Однако вскоре Зинаида была вынуждена покинуть Италию – началась Первая Мировая война.

Свои впечатления от живописи Ренессанса она воплотила в картине «Крестьяне». В её основе лежит один из сохранившихся фрагментов большой композиции «Жатва». Остальные куски она сочла неудачными и уничтожила.

Сцена в поле носит вневременной характер. Серебрякова наделяет фигуры крестьян величавостью, внутренним достоинством. Отрезанный ломоть хлеба насущного и налитое в миску молоко обретают в их руках значимость предметов священного обряда.

«Крестьяне», 1914 г.
«Крестьяне», 1914 г.

- В 1916 году у Серебряковой родился замысел новой картины «Беление холста».

Она скрупулёзно изучала полевые работы, отбирала характерные позы, жесты, ракурсы. Всё в этом произведении – и фигуры крестьянок, и пейзаж, проникнуты жизнеутверждающим ощущением земного бытия.

«Беление холста», 1917
«Беление холста», 1917

- Через образы окрестных крестьянок Серебрякова стремилась передать духовную и физическую красоту русских женщин.

«Крестьянка с холстом на коромысле». Этюд к картине «Беление холста», 1917
«Крестьянка с холстом на коромысле». Этюд к картине «Беление холста», 1917

- На картине «Карточный домик» безобидная детская игра предстает аллегорией зыбкого, легко разрушаемого счастья. Тревожную ноту вносит в полотно траурная рамка. Это было трагическое для художницы время. 17 апреля 1919 года на руках Серебряковой умер от сыпного тифа её муж Борис Анатольевич

«Карточный домик», 1919 г.
«Карточный домик», 1919 г.

- Несомненной вершиной творчества Серебряковой являются её портреты. На одном из них предстаёт Дмитрий Бушен - живописец, график, сценограф, младший хранитель Эрмитажа.

Он был потомком гугенотов, обосновавшихся в России во времена Екатерины II. В конце 1920-х Бушен разрабатывал рисунки для тканей и модели одежды по заказам европейских домов моды Пату, Риччи, Ленван и Лелонг.

Портрет Д.Д. Бушена, 1922 г.
Портрет Д.Д. Бушена, 1922 г.

- Заслуженную славу принесла Серебряковой «Балетная сюита». Серия состоит из полутора десятков портретов балерин, исполненных в основном в технике пастели.

Большое впечатление производит портрет балерины М.С. Добролюбовой. Она задумчиво смотрит на зрителя из мерцающего полумрака театрального закулисья.

Портрет балерины М.С. Добролюбовой, 1923 г.
Портрет балерины М.С. Добролюбовой, 1923 г.

- Делая зарисовки в Мариинском театре, Серебрякова подружилась с 19-ти летней балериной Лидией Ивановой. Её карьера только начиналась, но все прочили ей блестящее будущее звезды русского балета. На портрете лицо Лидии озарено светом улыбки с оттенком затаённой грусти.

Летом 1924 года балерина трагически погибла – моторная лодка, на которой она совершала прогулку, столкнулась с речным пароходом.

Портрет балерины Л.А. Ивановой в театральном костюме для балета «Павильон Армиды»,1922 г.
Портрет балерины Л.А. Ивановой в театральном костюме для балета «Павильон Армиды»,1922 г.

- Очень любила Серебрякова писать портреты детей. Своих у художницы было четверо: Евгений, Александр, Татьяна и Екатерина. В своих работах она блестяще передавала красоту и очарование удивительного мира детства.

«Девочка с куклой», 1922 г.
«Девочка с куклой», 1922 г.

- В эмиграции её безотказными моделями были сын Александр и дочь Катя. Особенно часто позировала художнице дочь.

«Коллиур. Катя на террасе», 1930 г.
«Коллиур. Катя на террасе», 1930 г.

Ко всем своим моделям Серебрякова относилась доброжелательно и уважительно. Аббат на её портрете предстаёт почтенным духовным пастырем, и в то же время человеком, с пытливым интересом взирающим на мир.

«Портрет аббата», 1935 г.
«Портрет аббата», 1935 г.

- Задумчива и сосредоточена на своих переживаниях еврейская девушка из марокканского города Сефру. За ней стоят многие поколения её предков - местные берберы приняли иудаизм ещё в 1 веке н.э.

Портрет еврейской девушки из Сефру, 1932
Портрет еврейской девушки из Сефру, 1932

- В портрете Анны Александровны Бенуа-Черкасовой с сыном художница создаёт атмосферу домашнего уюта, семейного счастья и покоя

Портрет А.А. Бенуа-Черкасовой с сыном, 1922 г.
Портрет А.А. Бенуа-Черкасовой с сыном, 1922 г.

- В автопортретах 1920-х годов Серебрякова предстает либо в образе художницы, либо матери – «два полюса, между которыми она металась как тигрица» …

Автопортрет, 1922 г.
Автопортрет, 1922 г.

- Полны классического совершенства «ню» Серебряковой. Следуя канонам красоты Пуссена и Ботичелли, для собственных картин художница уговаривала позировать сестру Екатерину. В 1912 г. картина «Купальщица» была приобретена Русским музеем.

«Купальщица», 1911 г.
«Купальщица», 1911 г.
«Баня», 1912 г.
«Баня», 1912 г.

- Динамикой и драматизмом наполнила Серебрякова мифологическую сцену об охотнике Актеоне, увидевшем в оливковой роще Диану. За дерзость он был превращен богиней в оленя

«Диана и Актеон», эскиз, 1916-1917 гг.
«Диана и Актеон», эскиз, 1916-1917 гг.

- Натюрморт с атрибутами искусства может служить визитной карточкой семьи Бенуа-Лансере-Серябряковой. Все вещи: гипсовая маска Гермеса, угольные карандаши, кисти, блокноты для рисования создают иллюзию присутствия художника в привычной ему творческой среде

Натюрморт с атрибутами искусств, 1922 г.
Натюрморт с атрибутами искусств, 1922 г.

- Откровением стали пейзажи Серебряковой. Её раскованная живописная манера создает ощущение живого трепета природы

Аллея в Екатерининском парке в Царском селе, 1917 г.
Аллея в Екатерининском парке в Царском селе, 1917 г.
Озими, 1910 г.
Озими, 1910 г.
Зимний пейзаж, село Нескучное, 1910 г.
Зимний пейзаж, село Нескучное, 1910 г.

- Яркими красками полны её работы, написанные на побережье Бретани, во французском Провансе и марокканском городе Фесе

Бретань, пляж в Камаре, 1926 г.
Бретань, пляж в Камаре, 1926 г.
Касис, крыши городка, 1926 г.
Касис, крыши городка, 1926 г.
Фес, площадь Баб-Декакен, 1932
Фес, площадь Баб-Декакен, 1932

- Буйную щедрость южной природы передают натюрморты Серебряковой

Корзинка с тыквами и кабачками, 1938 г.
Корзинка с тыквами и кабачками, 1938 г.
Рыбы на зелени, 1935 г.
Рыбы на зелени, 1935 г.

На выставке узнал об интересном факте её биографии. Оказывается, до революции Серебрякова едва не стала Академиком живописи. В 1917 году она была выдвинута на звание действительного члена Императорской Академии художеств. Но процедуру утверждения завершить не удалось из-за грянувших революционных событий.

Но право, классического совершенства в её картинах хватило бы на трёх академиков.

Автопортрет, 1946 г.
Автопортрет, 1946 г.