Найти в Дзене

Талант, заложенный в генах. Выставка династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой

Прославленному семейству Бенуа – Лансере – Серебряковой была посвящена выставка в Ярославском Губернаторском доме. Основу её составляли редкие работы из собраний В.В. Ашика, Э.Ф. Голлербаха, Н.Е. Добычиной, Г.С. Верейского.

Французские предки Бенуа дворянского титула не имели. В 1783 г. крестьянский мальчик Louis Cesar Benois (1770-1822) был принят учеником кондитера к герцогу Де Монморанси. Однако грянула Великая Французская революция, и герцог, не дожидаясь карающей гильотины, ударился в бега. В числе слуг, взятых им в изгнание, оказался и наш юный кулинар.

После нескольких лет скитаний по Европе молодой француз объявился в Петербурге, где стал личным кондитером императрицы Марии Федоровны, вдовствующей супруги Павла I.

Пятеро его сыновей получили в Российской империи хорошее образование, завели семьи, удостоились чинов и наград. Для русского искусства особенно плодотворной стала наследная линия четвертого сына придворного кулинара – Николая Леонтьевича Бенуа.

Николай Леонтьевич Бенуа (1813-1898) окончил Петербургскую Академию художеств по классу архитектуры, участвовал в проектировании храма Христа Спасителя в Москве. В 1847 г. он был избран академиком, а еще через несколько лет назначен главным архитектором царской резиденции Петергоф.

В. В. Матэ (1856-1917), Портрет Николая Леонтьевича Бенуа, бумага, офорт
В. В. Матэ (1856-1917), Портрет Николая Леонтьевича Бенуа, бумага, офорт

Среди его работ конюшни в готическом стиле, «Корпус фрейлин» рядом с Большим дворцом, вокзал в Петергофе.

Архитектор Н.Л. Бенуа. Фрейлинский корпус в Петергофе, 1854 г.  https://zavalinka-alexashka.blogspot.com/2019/01/2.html?m=1
Архитектор Н.Л. Бенуа. Фрейлинский корпус в Петергофе, 1854 г. https://zavalinka-alexashka.blogspot.com/2019/01/2.html?m=1

В 1865 году императорским указом Н.Л. Бенуа было пожаловано потомственное дворянство.

Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой
Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой

Любовь к искусству Н.Л. Бенуа сумел привить своим детям. Все они преуспели в живописи, виртуозно рисовали, возводили прекрасные здания. Впоследствии к ним присоединились не менее одаренные зятья и внучки…

Архитектор Н.Л. Бенуа. Готические конюшни в Петергофе 1848—1855 гг.https://fotostrana.ru/public/post/233978/1554703289/
Архитектор Н.Л. Бенуа. Готические конюшни в Петергофе 1848—1855 гг.https://fotostrana.ru/public/post/233978/1554703289/

Чтобы окончательно не запутаться в родственных связях плодовитой династии, приходилось то и дело сверяться с генеалогическим древом Бенуа, размещенном на стенде. Решил показать его и в данной теме. Имя каждого очередного представителя семейства выделено красной рамочкой. Так будет понятнее, о ком идёт речь.

Альберт Николаевич Бенуа, 1852-1936, старший сын архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Окончил архитектурное отделение Петербургской Академии художеств, брал уроки акварели в студии Л.О. Премацци. В 1894 г. избран действительным членом Академии художеств. Был назначен хранителем Русского музея, преподавал в Академии художеств. С 1918 г. заведующий музеем Прикладного искусства Комиссариата промышленности и торговли. В 1924 г. уехал в эмиграцию, жил в Париже.

Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой
Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой

Для Альберта Николаевича Бенуа характерны работы, передающие тонкие состояния природы.

Альберт Бенуа, «Зимний пейзаж», 1888, бумага на картоне, акварель, карандаш графитный, лак
Альберт Бенуа, «Зимний пейзаж», 1888, бумага на картоне, акварель, карандаш графитный, лак
Альберт Бенуа, «Осенний снег. Этюд», 1921, бумага, акварель, карандаш графитный
Альберт Бенуа, «Осенний снег. Этюд», 1921, бумага, акварель, карандаш графитный

Леонтий Николаевич Бенуа, 1856-1928. Второй сын архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Окончил архитектурное отделение Академии художеств. Ректор Академии художеств в 1911 – 1917 гг. По его проектам построены комплекс зданий Придворной Певческой капеллы, собор Александра Невского в Варшаве. Один из авторов «Проекта преобразования Петербурга» (1910-1913), заслуженный деятель искусств РСФСР.

Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой
Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой
Архитектор Л.Н. Бенуа, фасад Придворной Певческой капеллы, 1887-1889 гг. https://megapolisonline.ru/content/uploads/2018/10/1-184.jpg
Архитектор Л.Н. Бенуа, фасад Придворной Певческой капеллы, 1887-1889 гг. https://megapolisonline.ru/content/uploads/2018/10/1-184.jpg
Архитектор Н.Л. Бенуа. Александро-Невский собор в Варшаве. Открытка нач. 20 в. 1894-1912 гг. Разрушен в 1918-1926 гг. https://zen.yandex.ru/media/id/5e7eed3ac0c17b53a2c2ff5f/unichtojennyi-sobor-sv-aleksandra-nevskogo-v-varshave-5ec3cda78600f212158d5ea1
Архитектор Н.Л. Бенуа. Александро-Невский собор в Варшаве. Открытка нач. 20 в. 1894-1912 гг. Разрушен в 1918-1926 гг. https://zen.yandex.ru/media/id/5e7eed3ac0c17b53a2c2ff5f/unichtojennyi-sobor-sv-aleksandra-nevskogo-v-varshave-5ec3cda78600f212158d5ea1

Александр Николаевич Бенуа, 1870-1960. Третий сын архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Одновременно состоял вольноопределяющимся учеником Академии художеств. С 1899 г. работал как театральный художник. Стал одним из идейных вдохновителей творческого объединения «Мир искусства», возглавил директорат «Русских сезонов» в Париже. С 1918 г. заведовал картинной галереей Государственного Эрмитажа. В 1926 г. уехал в эмиграцию, жил в Париже.

Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой
Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой

Летние сезоны 1915-1916 гг. Александр Бенуа провел в Крыму. Он писал: «Из всех этих мест мне более всего мне более всего полюбилась ближайшая окрестность Судака – Капсель».

Александр Бенуа, «Крым, Капсель», 1916, бумага, акварель, карандаш графитный
Александр Бенуа, «Крым, Капсель», 1916, бумага, акварель, карандаш графитный
Александр Бенуа, «Горный пейзаж. Капсель», 1916, бумага, темпера
Александр Бенуа, «Горный пейзаж. Капсель», 1916, бумага, темпера

Широкую известность получил Александр Бенуа как выдающийся мастер эскизов театральных костюмов.

Александр Бенуа, Эскиз костюма Балерины к спектаклю И.Ф. Стравинского «Петрушка», 1911 г., бумага, акварель, гуашь, карандаш графитный
Александр Бенуа, Эскиз костюма Балерины к спектаклю И.Ф. Стравинского «Петрушка», 1911 г., бумага, акварель, гуашь, карандаш графитный
Александр Бенуа, «Представление султанше», 1907, бумага, тушь, перо, акварель
Александр Бенуа, «Представление султанше», 1907, бумага, тушь, перо, акварель

В ранние годы Советской власти Александр Бенуа продолжал работать как театральный художник.

Александр Бенуа, Эскиз костюма царицы Екатерины I к трагедии Д.С. Мережковского «Царевич Алексей», 1920. Бумага, акварель, гуашь, карандаш графитный
Александр Бенуа, Эскиз костюма царицы Екатерины I к трагедии Д.С. Мережковского «Царевич Алексей», 1920. Бумага, акварель, гуашь, карандаш графитный
Александр Бенуа, Сцена бала. Эскиз к опере «Пиковая дама», 1919, бумага на холсте, темпера, карандаш графитный
Александр Бенуа, Сцена бала. Эскиз к опере «Пиковая дама», 1919, бумага на холсте, темпера, карандаш графитный

Акварель Александра Бенуа, датированная 1919 г., являет собой определенную загадку. Некоторые исследователи полагают, что это также эскиз театрального костюма. Однако отсутствие поясняющих надписей, присущих всем эскизам Бенуа, заставляет усомниться в данной версии. Вполне вероятно, что рисунок мог быть сделан в качестве дружеского шаржа или поздравительного адреса.

 Александр Бенуа, Эскиз костюма, 1919, бумага, акварель, карандаш графитный
Александр Бенуа, Эскиз костюма, 1919, бумага, акварель, карандаш графитный

Превосходные работы оставил Александр Бенуа в технике силуэтного рисунка.

Александр Бенуа, «Любовное письмо», 1904(?) г., картон, тушь, белила
Александр Бенуа, «Любовное письмо», 1904(?) г., картон, тушь, белила

Николай Александрович Бенуа, 1901-1988. Сын художника Александра Бенуа. Учился живописи у отца. В 1914-1918 гг. занимался в Новой художественной мастерской, помогал оформлять спектакли в Мариинском и Большом Драматическом театрах.

Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой
Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой

В 1924 г. эмигрировал за границу, в 1939-1971 г. работал в миланском театре Ла Скала, где оформил 126 (!) постановок, сотрудничал с выдающимися мастерами мирового кинематографа. В 1965 – 1986 гг. оформил ряд постановок для Большого театра в Москве.

Николай Бенуа, «Игра в шары», 1914-1918, фанера, масло. Одна из немногих подтвержденных работ мастера, созданных им до отъезда из России
Николай Бенуа, «Игра в шары», 1914-1918, фанера, масло. Одна из немногих подтвержденных работ мастера, созданных им до отъезда из России

Евгений Александрович Лансере, 1848-1886. Зять архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, муж Екатерины Николаевны Бенуа. Выдающийся русский скульптор, мастер художественной миниатюры.

Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой
Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой

Окончил юридический факультет Петербургского университета. Одновременно брал уроки скульптурного мастерства у академика Н.И. Либериха. Много путешествовал по Кавказу, Киргизии, Башкирии, Крыму. Выставлял свои работы на Всемирных выставках в Лондоне (1872), Париже (1873), Антверпене (1875).

Е.А. Лансере. Киргизский косяк на отдыхе. 1880 г. Бронза, литьё. Из собрания Рыбинского музея-заповедника
Е.А. Лансере. Киргизский косяк на отдыхе. 1880 г. Бронза, литьё. Из собрания Рыбинского музея-заповедника

Его произведения отливались ведущими столичными заводами Ф.Ю. Шопена, К.А. Берто, а также уральскими чугунолитейными заводами в Каслях и Кусе. В 1872 г. Академией художеств ему было присвоено звание классного художника 1-й степени.

Е.А. Лансере. Сидящий казак. Из собрания музея В.Ю. Орлова.
Е.А. Лансере. Сидящий казак. Из собрания музея В.Ю. Орлова.
Е.А. Лансере. Верховой казак. Из собрания музея В.Ю. Орлова.
Е.А. Лансере. Верховой казак. Из собрания музея В.Ю. Орлова.

Евгений Евгеньевич Лансере, 1875-1946. Старший сын Екатерины Николаевны Бенуа и скульптора Евгения Александровича Лансере. Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1895-1898 гг. совершенствовал навыки во французских академиях Ф. Коларосси и Р. Жюльена. Возглавлял художественные цеха Императорского фарфорового и Императорского стекольного завода в Петербурге. Преподавал в Академии художеств. С 1934 по 1938 гг. руководил монументальной мастерской Академии художеств в Ленинграде.

Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой
Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой

Одна из ярких граней таланта Евгения Лансере – монументально-декоративные росписи. Они отличаются безупречным пространственным построением и высокой торжественностью, сближающими их с классическими живописными плафонами XVII-XVIII в.

Примером монументального стиля может служить эскиз, созданный Лансере для плафона московского особняка Г.А. Тарасова (архитектор И.В. Жолтовский, 1909-1913 гг.) Композиция с изображением Нептуна, восседающего на огромной рыбе, мастерски вписана в прямоугольник с расчетом на эффектное восприятие снизу.

Е.Е. Лансере, Эскиз бокового кессона плафона малого зала приемов дома Г.А. Тарасова в Москве, 1910, картон, акварель, гуашь, белила
Е.Е. Лансере, Эскиз бокового кессона плафона малого зала приемов дома Г.А. Тарасова в Москве, 1910, картон, акварель, гуашь, белила

Успешно работал Лансере и в малых формах. Изысканным воплощением модерна является эскиз знака Общества свободной эстетики – крылатый Пегас

Е.Е. Лансере, эскиз знака Общества свободной эстетики, 1909, картон, тушь, кисть, карандаш графитный
Е.Е. Лансере, эскиз знака Общества свободной эстетики, 1909, картон, тушь, кисть, карандаш графитный

Ряд великолепных изображений создал Лансере для книжной графики

Е.Е. Лансере, эскиз оформления для издания «Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век», 1902, картон, тушь, перо, карандаш графитный
Е.Е. Лансере, эскиз оформления для издания «Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век», 1902, картон, тушь, перо, карандаш графитный

Интересен выставочный стенд с роскошным фолиантом «Императорская охота», иллюстрированным Лансере. Это издание неоднократно фигурирует в известном киносериале «Особенности национальной охоты».

Выставочный стенд
Выставочный стенд

Столь же совершенны иллюстрации к сборнику «Венок Врангелю». Поясню, что барон Николай Николаевич Врангель (1880-1915) – российский искусствовед, организатор выставки «Старый Петербург», безвременно скончался в возрасте 35 лет. Его старший брат - генерал Пётр Николаевич Врангель, впоследствии стал одним из руководителей Белого движения

Е.Е. Лансере, «Венок Врангелю», 1916, бумага, тушь, акварель.
Е.Е. Лансере, «Венок Врангелю», 1916, бумага, тушь, акварель.

Выразительными образцами модерна являются созданные Лансере экслибрисы – книжные владельческие знаки

Е.Е. Лансере, книжный знак В.К. Чеховича, петербургского инженера путей сообщения, наследника польского дворянского рода, 1901, бумага, тушь, перо, белила
Е.Е. Лансере, книжный знак В.К. Чеховича, петербургского инженера путей сообщения, наследника польского дворянского рода, 1901, бумага, тушь, перо, белила

Известен Лансере и как автор исторических картин. Эскиз к одной из них - «Ботик Петра I», 1906 г. можно увидеть на выставке

На листе имеется авторская надпись: «Здание Двенадцати Коллегий, ныне СПБ Университет в начале XVIII ст.»
На листе имеется авторская надпись: «Здание Двенадцати Коллегий, ныне СПБ Университет в начале XVIII ст.»

В 1914-1915 гг. Е.Е. Лансере служил военным корреспондентом на Кавказском фронте, и одновременно работал над иллюстрациями к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Турецкий фронт проходил в то время неподалёку от запечатлённой им крепости Зевин.

Зевин. Скалы у старой турецкой крепости, 1915 г.
Зевин. Скалы у старой турецкой крепости, 1915 г.

До последних дней Лансере продолжал рисовать мифологические фигурки, изображая их ракурсах, типичных для живописных плафонов

Е.Е. Лансере, «Бегущий амур», 1946, бумага на картоне, акварель, гуашь. Одна из последних работ художника, написана в год его кончины.
Е.Е. Лансере, «Бегущий амур», 1946, бумага на картоне, акварель, гуашь. Одна из последних работ художника, написана в год его кончины.

Николай Евгеньевич Лансере, 1879-1942. Второй сын Екатерины Николаевны Бенуа и скульптора Евгения Александровича Лансере. Окончил архитектурное отделение Петербургской академии художеств. Проектировал жилые и общественные здания в стиле модерн.

Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой
Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой

Профессор живописи Н.Е. Лансере работал над оформлением художественных выставок в Петербурге. Возглавлял кафедру Петербургского филиала ВХУТЕМАСа. В 1931 году был арестован ОГПУ по ложному обвинению в шпионаже в пользу Франции. Умер на лагерной пересылке в 1942 г.

Н.Е. Лансере, «Рыбный рынок в Пскове», 1903, бумага, акварель, карандаш графитный. Художник посетил Псков в 1903 году вместе с братом Евгением и архитектором В.А. Щуко с целью изучения древнерусского наследия.
Н.Е. Лансере, «Рыбный рынок в Пскове», 1903, бумага, акварель, карандаш графитный. Художник посетил Псков в 1903 году вместе с братом Евгением и архитектором В.А. Щуко с целью изучения древнерусского наследия.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова, 1884-1967. Дочь Екатерины Николаевны Бенуа и скульптора Евгения Александровича Лансере. Родная сестра Евгения Евгеньевича и Николая Евгеньевича Лансере. Училась в Петербургской художественной школе княгини М.К. Тенишевой у И.Е. Репина Продолжила занятия живописью в Парижской Академии Де Ла Гранд Шомьер. В 1905 г. вышла замуж за Б.А. Серебрякова и приняла его фамилию. С 1911 г. активно участвовала в выставках объединения «Мир искусства». В 1924 году уехала за границу, жила и работала в Париже.

Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой
Генеалогическое древо творческой династии художников Бенуа – Лансере – Серебряковой

Зинаида Серебрякова известна как талантливый художник-портретист. Но оказывается, она писала и отличные пейзажи. В них явственно угадывается «фамильный код Бенуа»: изысканное изящество, берущее начало от эстетики XVIII века.

З.Е. Серебрякова, «Озими», 1910, картон, гуашь. Изображены окрестности родового имения Лансере «Нескучное» близ Харькова. Там Зинаида родилась, и любила навещать эти места
З.Е. Серебрякова, «Озими», 1910, картон, гуашь. Изображены окрестности родового имения Лансере «Нескучное» близ Харькова. Там Зинаида родилась, и любила навещать эти места
З.Е. Серебрякова, «Аллея в Екатерининском парке в Царском Селе», 1917, бумага на картоне, темпера, акварель, гуашь
З.Е. Серебрякова, «Аллея в Екатерининском парке в Царском Селе», 1917, бумага на картоне, темпера, акварель, гуашь

Работала она и в жанре натюрморта

З.Е. Серебрякова, Натюрморт с гипсовой маской, 1917
З.Е. Серебрякова, Натюрморт с гипсовой маской, 1917

Детские портреты Серебряковой, несомненно, представляют одну из самых пленительных сказок творческой эпопеи Бенуа-Лансере. В страстях Гражданской войны, среди всеобщего голода и разрухи, они предстают маленькими вестниками красоты, призванной спасти мир.

Своих детей у Зинаиды было четверо. Всё было в традициях знаменитой семьи – рожать, растить, творить…

З.Е. Серебрякова, «Девочка с куклой», 1922, бумага на картоне, пастель, акварель
З.Е. Серебрякова, «Девочка с куклой», 1922, бумага на картоне, пастель, акварель