Прославленному семейству Бенуа – Лансере – Серебряковой была посвящена выставка в Ярославском Губернаторском доме. Основу её составляли редкие работы из собраний В.В. Ашика, Э.Ф. Голлербаха, Н.Е. Добычиной, Г.С. Верейского.
Французские предки Бенуа дворянского титула не имели. В 1783 г. крестьянский мальчик Louis Cesar Benois (1770-1822) был принят учеником кондитера к герцогу Де Монморанси. Однако грянула Великая Французская революция, и герцог, не дожидаясь карающей гильотины, ударился в бега. В числе слуг, взятых им в изгнание, оказался и наш юный кулинар.
После нескольких лет скитаний по Европе молодой француз объявился в Петербурге, где стал личным кондитером императрицы Марии Федоровны, вдовствующей супруги Павла I.
Пятеро его сыновей получили в Российской империи хорошее образование, завели семьи, удостоились чинов и наград. Для русского искусства особенно плодотворной стала наследная линия четвертого сына придворного кулинара – Николая Леонтьевича Бенуа.
Николай Леонтьевич Бенуа (1813-1898) окончил Петербургскую Академию художеств по классу архитектуры, участвовал в проектировании храма Христа Спасителя в Москве. В 1847 г. он был избран академиком, а еще через несколько лет назначен главным архитектором царской резиденции Петергоф.
Среди его работ конюшни в готическом стиле, «Корпус фрейлин» рядом с Большим дворцом, вокзал в Петергофе.
В 1865 году императорским указом Н.Л. Бенуа было пожаловано потомственное дворянство.
Любовь к искусству Н.Л. Бенуа сумел привить своим детям. Все они преуспели в живописи, виртуозно рисовали, возводили прекрасные здания. Впоследствии к ним присоединились не менее одаренные зятья и внучки…
Чтобы окончательно не запутаться в родственных связях плодовитой династии, приходилось то и дело сверяться с генеалогическим древом Бенуа, размещенном на стенде. Решил показать его и в данной теме. Имя каждого очередного представителя семейства выделено красной рамочкой. Так будет понятнее, о ком идёт речь.
Альберт Николаевич Бенуа, 1852-1936, старший сын архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Окончил архитектурное отделение Петербургской Академии художеств, брал уроки акварели в студии Л.О. Премацци. В 1894 г. избран действительным членом Академии художеств. Был назначен хранителем Русского музея, преподавал в Академии художеств. С 1918 г. заведующий музеем Прикладного искусства Комиссариата промышленности и торговли. В 1924 г. уехал в эмиграцию, жил в Париже.
Для Альберта Николаевича Бенуа характерны работы, передающие тонкие состояния природы.
Леонтий Николаевич Бенуа, 1856-1928. Второй сын архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Окончил архитектурное отделение Академии художеств. Ректор Академии художеств в 1911 – 1917 гг. По его проектам построены комплекс зданий Придворной Певческой капеллы, собор Александра Невского в Варшаве. Один из авторов «Проекта преобразования Петербурга» (1910-1913), заслуженный деятель искусств РСФСР.
Александр Николаевич Бенуа, 1870-1960. Третий сын архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Одновременно состоял вольноопределяющимся учеником Академии художеств. С 1899 г. работал как театральный художник. Стал одним из идейных вдохновителей творческого объединения «Мир искусства», возглавил директорат «Русских сезонов» в Париже. С 1918 г. заведовал картинной галереей Государственного Эрмитажа. В 1926 г. уехал в эмиграцию, жил в Париже.
Летние сезоны 1915-1916 гг. Александр Бенуа провел в Крыму. Он писал: «Из всех этих мест мне более всего мне более всего полюбилась ближайшая окрестность Судака – Капсель».
Широкую известность получил Александр Бенуа как выдающийся мастер эскизов театральных костюмов.
В ранние годы Советской власти Александр Бенуа продолжал работать как театральный художник.
Акварель Александра Бенуа, датированная 1919 г., являет собой определенную загадку. Некоторые исследователи полагают, что это также эскиз театрального костюма. Однако отсутствие поясняющих надписей, присущих всем эскизам Бенуа, заставляет усомниться в данной версии. Вполне вероятно, что рисунок мог быть сделан в качестве дружеского шаржа или поздравительного адреса.
Превосходные работы оставил Александр Бенуа в технике силуэтного рисунка.
Николай Александрович Бенуа, 1901-1988. Сын художника Александра Бенуа. Учился живописи у отца. В 1914-1918 гг. занимался в Новой художественной мастерской, помогал оформлять спектакли в Мариинском и Большом Драматическом театрах.
В 1924 г. эмигрировал за границу, в 1939-1971 г. работал в миланском театре Ла Скала, где оформил 126 (!) постановок, сотрудничал с выдающимися мастерами мирового кинематографа. В 1965 – 1986 гг. оформил ряд постановок для Большого театра в Москве.
Евгений Александрович Лансере, 1848-1886. Зять архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, муж Екатерины Николаевны Бенуа. Выдающийся русский скульптор, мастер художественной миниатюры.
Окончил юридический факультет Петербургского университета. Одновременно брал уроки скульптурного мастерства у академика Н.И. Либериха. Много путешествовал по Кавказу, Киргизии, Башкирии, Крыму. Выставлял свои работы на Всемирных выставках в Лондоне (1872), Париже (1873), Антверпене (1875).
Его произведения отливались ведущими столичными заводами Ф.Ю. Шопена, К.А. Берто, а также уральскими чугунолитейными заводами в Каслях и Кусе. В 1872 г. Академией художеств ему было присвоено звание классного художника 1-й степени.
Евгений Евгеньевич Лансере, 1875-1946. Старший сын Екатерины Николаевны Бенуа и скульптора Евгения Александровича Лансере. Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1895-1898 гг. совершенствовал навыки во французских академиях Ф. Коларосси и Р. Жюльена. Возглавлял художественные цеха Императорского фарфорового и Императорского стекольного завода в Петербурге. Преподавал в Академии художеств. С 1934 по 1938 гг. руководил монументальной мастерской Академии художеств в Ленинграде.
Одна из ярких граней таланта Евгения Лансере – монументально-декоративные росписи. Они отличаются безупречным пространственным построением и высокой торжественностью, сближающими их с классическими живописными плафонами XVII-XVIII в.
Примером монументального стиля может служить эскиз, созданный Лансере для плафона московского особняка Г.А. Тарасова (архитектор И.В. Жолтовский, 1909-1913 гг.) Композиция с изображением Нептуна, восседающего на огромной рыбе, мастерски вписана в прямоугольник с расчетом на эффектное восприятие снизу.
Успешно работал Лансере и в малых формах. Изысканным воплощением модерна является эскиз знака Общества свободной эстетики – крылатый Пегас
Ряд великолепных изображений создал Лансере для книжной графики
Интересен выставочный стенд с роскошным фолиантом «Императорская охота», иллюстрированным Лансере. Это издание неоднократно фигурирует в известном киносериале «Особенности национальной охоты».
Столь же совершенны иллюстрации к сборнику «Венок Врангелю». Поясню, что барон Николай Николаевич Врангель (1880-1915) – российский искусствовед, организатор выставки «Старый Петербург», безвременно скончался в возрасте 35 лет. Его старший брат - генерал Пётр Николаевич Врангель, впоследствии стал одним из руководителей Белого движения
Выразительными образцами модерна являются созданные Лансере экслибрисы – книжные владельческие знаки
Известен Лансере и как автор исторических картин. Эскиз к одной из них - «Ботик Петра I», 1906 г. можно увидеть на выставке
В 1914-1915 гг. Е.Е. Лансере служил военным корреспондентом на Кавказском фронте, и одновременно работал над иллюстрациями к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Турецкий фронт проходил в то время неподалёку от запечатлённой им крепости Зевин.
До последних дней Лансере продолжал рисовать мифологические фигурки, изображая их ракурсах, типичных для живописных плафонов
Николай Евгеньевич Лансере, 1879-1942. Второй сын Екатерины Николаевны Бенуа и скульптора Евгения Александровича Лансере. Окончил архитектурное отделение Петербургской академии художеств. Проектировал жилые и общественные здания в стиле модерн.
Профессор живописи Н.Е. Лансере работал над оформлением художественных выставок в Петербурге. Возглавлял кафедру Петербургского филиала ВХУТЕМАСа. В 1931 году был арестован ОГПУ по ложному обвинению в шпионаже в пользу Франции. Умер на лагерной пересылке в 1942 г.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова, 1884-1967. Дочь Екатерины Николаевны Бенуа и скульптора Евгения Александровича Лансере. Родная сестра Евгения Евгеньевича и Николая Евгеньевича Лансере. Училась в Петербургской художественной школе княгини М.К. Тенишевой у И.Е. Репина Продолжила занятия живописью в Парижской Академии Де Ла Гранд Шомьер. В 1905 г. вышла замуж за Б.А. Серебрякова и приняла его фамилию. С 1911 г. активно участвовала в выставках объединения «Мир искусства». В 1924 году уехала за границу, жила и работала в Париже.
Зинаида Серебрякова известна как талантливый художник-портретист. Но оказывается, она писала и отличные пейзажи. В них явственно угадывается «фамильный код Бенуа»: изысканное изящество, берущее начало от эстетики XVIII века.
Работала она и в жанре натюрморта
Детские портреты Серебряковой, несомненно, представляют одну из самых пленительных сказок творческой эпопеи Бенуа-Лансере. В страстях Гражданской войны, среди всеобщего голода и разрухи, они предстают маленькими вестниками красоты, призванной спасти мир.
Своих детей у Зинаиды было четверо. Всё было в традициях знаменитой семьи – рожать, растить, творить…