Наконец-то я написал о шедевре ужасов Стэнли Кубрика.
Да, да, хорошо, я знаю, что это еще одна статья о "Сиянии". Да, я признаю, что шедевр ужасов Стэнли Кубрика 1980 года был изучен, разобран на части и проанализирован до мельчайших подробностей. Такая одержимость привела к возникновению поистине странных теорий о фильме (рассмотренных в таких документальных фильмах, как "Комната 237"). К ним относятся различные бредни о том, что Кубрик якобы инсценировал высадку на Луну по заказу НАСА, и что в фильме содержится зашифрованное признание. Конечно, это полная чепуха, но она забавляет любителей теорий заговора, которым нечем заняться.
Будьте уверены, я не собираюсь и дальше предаваться конспирологическим измышлениям, но просмотр архива моих статей о кино показал, что, что довольно тревожно, я еще ничего не написал о "Сиянии". Возможно, моя сдержанность понятна, учитывая огромное количество доступных эссе. Какой новый или свежий взгляд я могу надеяться привнести?
Я считаю, что лучшие работы о кино отражают не просто знания и академическое мастерство, а эрудированную передачу личного опыта. С этой целью я попытаюсь внести свой вклад в канон литературы о "Сиянии", начав с самой главной и основной истины об этом уникальном кинематографическом артефакте: он чертовски страшен. Как в прямом, так и в переносном смысле. Именно это больше всего захватило меня, когда я впервые взглянул на фильм, будучи подростком.
По сложным психологическим причинам, которые я не понимаю до сих пор, страшные фильмы не беспокоили меня примерно до шестнадцати лет. В детстве, плюс-минус глубоко эмоционально травмированном фильмом "Инопланетянин", фильмы не вызывали страха. Я находил их увлекательными, захватывающими и интересными, но никогда не пугающими. Например, когда я впервые увидел фильм "Челюсти" в возрасте восьми лет, я воспринял его как простую приключенческую историю. И только в подростковом возрасте я понял, что на самом деле это довольно тревожный фильм.
Опять же, я не знаю, чем вызвана эта задержка в моей способности ценить страхи. Я подозреваю, что определенную роль могло сыграть травмирующее прошлое (в детстве я пережил определенное количество ужасов в реальной жизни, поэтому, возможно, вымышленные ужасы не шли ни в какое сравнение). Во всяком случае, я точно знаю, что, когда я впервые посмотрел "Сияние", это был один из целой группы фильмов ужасов, в которую также входили "Хэллоуин", "Экзорцист" и "Сердце ангела", и которые показались мне довольно страшными.
С первых кадров с воздуха, когда семья Торренсов едет в горы к отелю "Оверлук", Кубрик захватил меня в тиски. Зловещая музыка Венди Карлос и Рэйчел Элкинд (основанная на "Сне о шабаше ведьм" из "Фантастической симфонии" Гектора Берлиоза и реквиеме "Die Irae") усугубляла мою тревогу. Даже здесь я чувствовал, что с Джеком (Джек Николсон) что-то не так, как он общается со своей женой Венди (Шелли Дюваль) и маленьким сыном Дэнни (Дэнни Ллойд). Наверное, стоит добавить, что я еще не читал роман Стивена Кинга, поэтому не имел ни малейшего представления о том, чего ожидать, помимо моих (на тот момент) частичных знаний о Кубрике как о великом режиссере.
Оглядываясь назад, я понимаю, что первый просмотр "Сияния" стал для меня таким нервнопаралитическим опытом благодаря постепенному нарастанию напряжения. Как только семья прибывает в отель "Оверлук", слои тревоги появляются один за другим. Начнем с очевидных способностей Дэнни к предвидению, которые, как ни странно, разделяет добродушный, но немного зловещий Халлоранн (Скэтмен Крозерс). Добавьте к этому видения Дэнни об убитых девушках, потоки крови, стекающие по коридорам, а мы едва вступили в первый акт.
По многим причинам - опять же, некоторые из них, несомненно, коренятся в моем прошлом опыте - идея схождения с ума всегда глубоко волновала меня. Видеть, как писатель Джек медленно теряет рассудок, как он ужасно обращается с Венди, как он становится опасным для Дэнни... Все это задело меня так, как это удавалось немногим другим фильмам. Я не буду вдаваться в спойлеры на случай, если люди не видели фильм, достаточно сказать, что все становится очень неприятным.
Как режиссер, Кубрик полностью контролирует ситуацию. Его экстраординарное использование съемок с помощью Steadicam, когда Дэнни следует за своим трехколесным велосипедом по коридорам отеля, просто мастерски. Запоминающиеся жуткие сцены, такие как инцидент в "Комнате 237", пугают по-настоящему. Сцена с Грейди (Филип Стоун), где он говорит об "исправлении" своей семьи, показалась мне еще более пугающей на психологическом уровне.
Некоторые кадры и переходы являются одними из лучших в каталоге Кубрика. Например, интересный кадр сверху, где Джек смотрит на модель лабиринта изгороди, который затем переходит в изображение Венди и Дэнни внутри настоящего лабиринта. Стоит добавить, что это фильм, который очень полезно посмотреть в кинотеатре - в идеале в полном 144-минутном формате (существует более короткая 113-минутная версия, которая, на мой взгляд, кажется поспешной).
Пресловутые закулисные истории, связанные с тяжелыми съемками "Сияния", достаточно хорошо известны. Обращение Кубрика с Шелли Дюваль, в частности, получило посмертное осуждение со стороны некоторых. Насколько его поведение было преднамеренным - попытка запугать ее, чтобы добиться убедительного исполнения ужаса - неясно. Но в любом случае, когда видишь кадры, где Кубрик в одном кадре вежлив и почтителен с Николсоном, а затем пересекает съемочную площадку, чтобы накричать на Дюваль, все это выглядит очень намеренно. Я с таким же сомнением отношусь к "режиссерскому методу", как и к "актерскому методу", и поэтому не буду защищать действия Кубрика, которые, предположительно, оставили на Дюваль свой след.
Однако статус фильма как шедевра неоспорим. После первого просмотра в подростковом возрасте, когда я закрывал глаза, чтобы уснуть, я слышал, как в моей голове снова и снова звучала песня Дэнни "Red Rum". Потребовалось немало времени, чтобы окончательно заснуть, и мои сны были, конечно, яркими".
В заключение стоит отметить, что Стивен Кинг не был поклонником фильма Кубрика, потому что это радикально иной взгляд на материал. В романе есть искупительная полоса, полностью отсутствующая в гораздо более мрачном фильме. Кроме того, Кубрик минимизирует элементы сверхъестественного/призрачного сюжета, а вместо этого играет на безумии. Если честно, мне больше нравится фильм. Фильм "Сияние" - яркий пример самого важного принципа адаптации: радикально отходить от исходного материала допустимо только по одной причине: чтобы заменить его чем-то лучшим. Именно это и сделал Кубрик в "Сиянии".
Если вас заинтересовало моё видение фильма, почитайте и другую мою рецензию:
#кино #фильмы #обзор на фильм #Ужасы #Триллер #фильм по книге #рецензия на фильм #мистика #стивен кинг