Найти тему
Games Herald

История серии Fable. Часть первая

Fable. Вы же знаете Fable? Та самая серия ролевых игр от Питера Молиньё? Наверняка знаете.

Пусть на вид и даже по названию кажется, что перед нами детская сказочка, на самом же деле это очень даже взрослый проект во всех планах. А ещё хоть с серией крепко ассоциируется господин Молиньё, изначально он не был связан с разработкой игры. И обо всём этом подробнее мы поговорим сегодня в первом материале об истории серии Fable.

Если вы не готовы к объёмному тексту, то можете ознакомиться с наглядной видеоверсией:

Разработка

В начале было слово, и слово было Thingy. Да, лучшего названия, чем «штуковина», и не придумаешь. В далёкие времена конца 90-х и начала 00-х, когда не было никакой игры, и был только концепт, та самая Fable носила рабочее название Thingy. Проект создавался силами Big Blue Box Studios – это британская студия из города Гилфорд, основанная выходцами из Bullfrog Productions: братьями Картер - Дином и Саймоном, а также Яном Лаветтом. Не путать с Blue Box Game Studios - авторами некой Abandoned!

В портфолио парней значатся такие проекты, как: Theme Park World, Populous, Synidicate Wars, Forsaken и Dungeon Keeper. Позднее к ним подключился Дэмиан Бузугбе, бывший сотрудник Interplay.

Найти поддержку «Большому Синему Ящику» было нелегко. Издатели, в большинстве своём, предпочитали проверенные проекты, а уж если брать новичков, то консервативных. Как писали сами сотрудники Blue Box:

«В то время игра от новичков обязана была соответствовать золотым правилам: небольшой масштаб игры, чётко определённый жанр, использование уже существующего движка или технически простой в разработке свой, красивое и запоминающееся название, и, в идеале, в игре должны быть либо красивые тачки, либо красивые буфера».

Так вот, Blue Box не хотели делать игру по стандартам. Они хотели сделать ролевую игру, непохожую ни на одну другую. Ходили к издателям с предложением масштабной красивой игры с живыми персонажами, которые бы реагировали на действия игрока. А персонаж игрока, в свою очередь, адаптировался бы к миру игры: старел, покрывался шрамами от битв, а если бы хотел – забивал себе тело татухами, заплетал дреды и одевался так, как ему угодно. И такие идеи не по нраву издателям. По словам авторов:

«От подобных предложений издатели отказывались так же быстро, как от бутерброда с нечистотами».

Всё изменил один разговор за кружечкой чего-то крепкого со всем вам знакомым Питером Дугласом Молиньё. Он также работал в Bullfrog Productions, но он уже основал Lionhead Studios и обзавёлся первыми деньгами. После беседы со старыми коллегами Питера осенило гениальным бизнес-планом. Lionhead создаст программу поддержки молодых студий. Студия даёт ресурсы и PR-поддержку, оставляет авторам полную свободу творчества, в обмен на неизвестный нам с вами процент с продаж. И Blue Box были счастливы – они получали поддержку от старого друга и не отказывались от своих амбиций. Всё началось более чем прекрасно.

Разработка Fable
Разработка Fable

Первые проблемы начались из-за отсутствия издателя. BBBS искренне верили, что связь с Lionhead автоматически означает отсутствие проблем с издателями. Но нет, парней либо твёрдо и чётко динамили, либо месяцами мусолили, давали надежду, а потом говорили, что ничего не получится, мы передумали. Либо просили изменить всё то, чем дорожили разработчики.

И вот, когда сбережения парней подходили к концу, они берут кредит в банке, нанимают ещё людей и делают презентацию для нового потенциального партнёра – Microsoft, которая как раз собирается составить Sony конкуренцию на рынке игровых консолей.

«Microsoft оказалась фантастической. Здесь нас приняли и поняли, оценили наш энтузиазм… ну и тот факт, что мы уже практически питались подножным кормом из-за долгов. Буквально наша встреча с их стороны описывается словами: «Вы великолепны, Lionhead великолепна, ваш дизайн и ваш проект великолепны, давайте заключать соглашение», - из дневников разработки Fable.

Когда вроде бы всё нормализовалось, перед парнями замаячила E3 2002. От BBBS требовались для выставки две вещи: играбельное демо и презентабельный трейлер. Хоть ребята в студии были опытные, при работе над Thingy, которая за это время сменила название на Project Ego (видимо, из-за амбиций авторов), а теперь уже называлась Fable, они столкнулись с новыми для себя вызовами. Как они писали у себя на сайте:

«Игра требовала огромной работы: как инженерной, так и художественной. Сотни тысяч строк кода, десятки тысяч различных артов и не меньше записанных звуков… всё это требовалось не просто реализовать, но и органично вписать и протестировать.
В идеальном мире нашего братского коллективного сознания всё получалось удивительно просто. В голове создавался гармоничный конвейер, где с одного конца поступают идеи, например, арты, а с другого конца выходят прекрасные игровые пейзажи и здания. Вот только если бы вы зашли в наш офис, то увидели бы, как кто-то нервно курит ментоловые сигареты, кто-то бьётся в нервных конвульсиях, кто-то орёт на другого, а Иэн, наш главный художник, показывает, как какая-то деталь не работает, и орёт уже на всех «Какого *** это не работает, вы, бесполезная куча обезьян?!». Мы даже делали ставки, кто из команды сломается следующим».

Конечно, обошлось без драк и без жертв. Всё понимали, что их амбиции требуют невероятных усилий, и они знали, на что подписывались. Несмотря на всю нервозность разработки, авторы всё ещё ставили перед собой суровые задачи:

  1. Наполнить игру живыми и убедительными персонажами.
  2. Сделать так, чтобы действия игрока влияли как на сюжет, так и на игровой мир.
  3. Сделать мир игры прекрасным настолько, чтобы игроки в него влюбились.

Касательно последнего пункта - Big Blue Box Studios не хотела идти путём «Подземелий и Драконов» или путём «Властелина Колец». Авторы хотели самобытный мир, чтобы игрок увидел что-то новое. Единственным источником вдохновения разработчики называли сказки братьев Гримм.

В переводе Fable как раз означает "Сказка"
В переводе Fable как раз означает "Сказка"

Подход Blue Box нравился игрокам, и появились первые фанаты у ещё не вышедшей игры. Фанаты, сумасшедшие фанаты и конечно же хейтеры. Большинство фанатских писем задавалось одним, самым важным, вопросом: что по постельным сценам? Были и более специфические просьбы: например, находились те, кто просил о возможности свежевать человеческие тела. К сожалению, или счастью, авторы решили воздержаться от большинства просьб, ибо ещё не были реализованы все собственные идеи. Microsoft, будучи издателем, не сильно переживала по этому поводу. Требовалась небольшая отчётность касательно продвижения игры, но если парни внезапно говорили им о свежей идее, которую они уверены, что успеют реализовать, то им никто не отказывал.

На самом же деле таких идей было много, и они пожирали время. В ноябре 2002 года BBBS решает поработать над механикой «хвастовства». Изначальная идея была такой: игрок берёт задание и выходит в центр города, чтобы гордо заявить, как он расправится со злодеями или монстром. Получилось сдержать слово – слава вырастет неимоверно. Облажались – в следующий раз вашей браваде никто не поверит. Реализовывать это оказалось нелегко, хоть сама идея всем понравилась, поэтому решили записывать и оценивать идеи, оставляя на потенциальные дополнения, сиквелы и всё такое прочее, всё же надо было сконцентрироваться на текущем релизе.

Механику хвастовства всё же реализовали, но чуть иначе
Механику хвастовства всё же реализовали, но чуть иначе

Ведь там уже хватало обещаний. Помимо всех вышесказанных принципов, которыми руководствовалась студия, были ещё и интересные выпады в сторону коллег. Вот в Max Payne нет лицевых анимаций – стоит герой вечно с такой мордой, будто никак до туалета не дойдёт за всю игру. А мы вот хотим добавить герою детальных анимаций и мимики для реакции на всё происходящее в мире. Что ж, после такого становится понятно, почему вторым рабочим названием авторы выбрали Project Ego.

Из-за амбиций BBBS Fable выросла до невероятных масштабов. Как раз в 2002 году у некоторых людей как в BBBS, так и в Lionhead и даже Microsoft, закралось ощущение, что такой проект не получится завершить никогда. Но Lionhead рисковать не могла. Причина кроется в событии, о котором я ранее умолчал.

Братья Картер
Братья Картер

Возвращаемся в 2001 год. BBBS и Lionhead находятся в крайне дружеских отношениях, всё прекрасно. Вот только студия Питера Дугласа Молиньё хочет выйти на фондовый рынок, разместить акции. Для этого Питер решает купить Blue Box в качестве собственности Lionhead. В конце концов, у самой Lionhead пока что нечего было предложить из проектов, а тут вот шикарная идея с потенциально великой RPG. Blue Box становится собственностью Lionhead, Lionhead выходят на фондовый рынок, и… случается 11 сентября. Фондовый рынок падает, Lionhead теряет деньги. Вскрывается тот факт, что в разработке на конец 2001 года находится около 5 игр, и все они требуют финансирования. Особенно Fable. Она и выбирается в качестве козыря – её выпустят первой.

Поэтому, когда случились трудности, силы Lionhead были брошены на помощь в создании Fable. Вот только это не помогало. По словам художника студии, Джона МакКормака, приход Молиньё с компанией только усилил творящийся хаос. Менялись идеи, менялась спецификация Xbox, консоли, на которой выходила Fable, и все попросту устали.

Разработка Fable
Разработка Fable

Microsoft решает спасти ситуацию. На помощь уставшим игроделам направили отряд инженеров Microsoft, чтобы помочь с реализацией игры на Xbox, а на помощь менеджменту студии отправили Луизу Мюррей, нового продюсера игры. Разработчики описывают Луизу как жесткую женщину и единственного человека, который приструнил амбиции как BBBS, так и вмешавшегося в разработку Молиньё.

На какой-то момент всё нормализовалось, пока дело не дошло до финальной стадии разработки. Fable, потенциально важнейшая игра Microsoft, получает много внимания и денег от издателя. Даже такая вещь, как музыка, в игре оказалась с голливудским масштабом. За разработку заглавной темы игры отвечал Дэнни Эльфман. Может вы не знаете его в лицо, но я уверен, что вы слышали его работы, ибо этот парень легендарен.

Дэнни Эльфман
Дэнни Эльфман

Он писал музыку ещё в восьмидесятых – к «Битлджусу» и «Симпсонам». Продолжил писать её в девяностые в «Люди в Чёрном», «Баффи» и «Миссия Невыполним»а. Ну а в 2004 написал музыку и для Fable. Дэнни до сих пор остаётся голливудским композитором – вы могли слышать его треки в «Лиге Справедливости», «Мстителях», которые Эра Альтрона, и в десятках других фильмах.

Но я отвлёкся – вернёмся к игре, которая оказалась полна багов. Не на релизе, нет, на финальной стадии разработки. Энди Робсон, глава тестирования в Lionhead, был в ужасе от игры. Парня считали добродушным, но после работы над Fable его прозвали «гестаповец», ибо его фразы к коллегам описывали только ненормативной лексикой по отношению ко всем.

Энди Робсон
Энди Робсон

Ситуацию усугублял Молиньё, выкидывающий отчёты с ошибками вместо того, чтобы ознакамливаться с ними. Но Робсон был непреклонен и знал свою власть, он говорил Питеру:

«Ничего страшного, приятель, я сейчас распечатаю новый отчёт. Он никуда не денется, если ты будешь так себя вести, как и баги никуда не денутся из игры».

И в такой вот добродушно-английской обстановке Fable всё же доделали. 14 сентября 2004 года она поступила на прилавки магазинов США, а 8 октября и в Европе. В сентябре 2005 года игра добралась до Японии и до игроков на ПК по всему миру.

Сюжет

Действие Fable происходит на прекрасном континенте под названием Альбион. В отличие от родины Lionhead он разве что не туманный. Это древние земли, которыми давным-давно правил род Архонтов, но как-то так получилось, что после того как первый Архонт разложился на плесень и на липовый мёд, всё пошло не по плану. Альбион скатился и перестал быть тортом, и даже в местную гильдию героев стали набирать не героев в привычном нам с вами понимании, а просто наёмников для различных задач. «Герои» не брезгуют контрактами от бандитов, так как они считают себя выше морали.

Главный герой игры
Главный герой игры

В этом чудесном мире повезло родиться нашему герою. Хотя больше повезло его сестре, ведь прямо в её день рождения на родную деревню напали бандиты и сожгли всё дотла, только нас чудом спас некий волшебник по имени Мэйз. Этот дядька – глава гильдии героев, и он, судя по всему, просто проходил мимо и узрел в нас потенциал. Короче, теперь мы часть гильдии.

Мэйз и ГГ
Мэйз и ГГ

После короткого обучения мы становимся одним из наёмников, то есть героев, и выходим в мир, где узнаём о том, что не только мы смогли выжить во время нападения на деревню, но и наша сестрёнка по имени Тереза. Она теперь слепая провидица, и с её помощью мы находим книгу о некоем древнем королевстве и правящей династии. Якобы, потомки великих правителей древности всё ещё живут где-то в Альбионе, и нам бы очень пригодилась их сила.

Тереза
Тереза

Но вместо потомков крутых королей мы находим древнего злодея в маске – Джека-из-Тени или же Валета Мечей, если угодно. Джек довольно быстро раскрывает нам подробности нашей родословной и раззадоривает информацией о матери – она жива и в тюрьме у Джека. Естественно, это ловушка, и мы сами оказываемся в казематах Джека на год. Почему на год? Вы не поверите, но тюрьмы Альбиона ещё лучше, чем в Норвегии. Да, видеоигр тут нет, зато есть развлечения в духе «состязание бегунов», где можно выиграть ключ надзирателя, что наш герой и делает.

Джек
Джек

Увы, сбежать живым получилось только у нас. Мать и так была истощена пытками, поэтому не смогла оказать сопротивление Джеку, хотя в юные годы она также была частью гильдии героев и даже считалась чемпионом арены Альбиона. В копилку негативных эмоций – Мэйз всё это время работал на Джека и с радостью сдал ему нашу сестру, ведь в ней течёт кровь Архонтов, с помощью которой Джек надеется вернуть силу артефакту под названием меч Веков. Это его личное оружие из давних времён, вот только наш пра-пра-пра-пра…я не уверен сколько там прадед отнял у него меч, меч пообещал ему силу взамен на душу, и тот согласился. В итоге наш прадед этим мечом убил Джека, но его душа спряталась в маске и выжила.

Тереза и меч
Тереза и меч

Что ж, завершаем начатое дедом. Убиваем Мэйза и идём за Джеком. В зависимости от вашего мировоззрения вы можете убить не только Джека, но и собственную сестру, став закадровым тираном с могущественным мечом. А можете скинуть чёртов меч в могилу к Джеку.

Джек-дракон
Джек-дракон

Но чтобы вы ни выбрали, через год Джек вернётся по сюжету дополнения The Lost Chapters. Причём вернётся он в облике сурового дракона, но его собственная маска поможет нам набраться сил для схватки с ним и победить его навсегда. И снова, в зависимости от вашего выбора, вы можете либо навсегда покончить со злом, выкинув маску Джека в лаву, либо маска станет частью вашего героя.

Герой в маске
Герой в маске

Если у кого-то повернётся язык назвать подобного персонажа «героем».

Успех Fable

Студия Lionhead после релиза Fable заверяла, что успех оказался для неё сюрпризом. Обратить на него внимание было некогда из-за ряда проблем: из-за финансовых проблем закрылось одно из подразделений, а между тем неполадки возникли при разработке Black & White 2. Поэтому, грубо говоря, об успехе узнали от издателя, Microsoft, когда те сообщили студии, что Fable продалась огромным тиражом – 1,5 миллиона копий менее чем за год.

Питер Молиньё и компания
Питер Молиньё и компания

Естественно, оценки соответствовали. Хвалили боевую систему, мини-игры, и даже сюжет, хотя отмечали, что он очень короткий для RPG.

Критиковали же в основном невыполненные обещания. Например, возможность завести ребёнка, которую очень рьяно афишировал Молиньё, так и не реализовали. Но после публичных извинений за дезинформацию всё поутихло.

Разработчикам не удалось отдохнуть – пока костяк Lionhead пошёл разбираться с проблемами других игр студии, отцы «Басни» занимались версией Fable: The Lost Chapters. Эта версия исправила мелкие баги, оставшиеся в игре, и исправила недостаток, который отмечала пресса – прохождение теперь требовало больше времени.

The Lost Chapters на ПК выглядела лучше, чем на Xbox
The Lost Chapters на ПК выглядела лучше, чем на Xbox

Больше экранного времени получили второстепенные герои основного сюжета, появилась новая масштабная сюжетная ветка и, естественно, множество врагов, оружия, магии, предметов и даже парочка новых игровых функций тут имеется. Например, детям теперь можно дарить подарки. Хотя взаимоотношения героя с детьми подвергались критике: тут же можно в одном нижнем белье ходить и при этом заходить в школу, и разработчикам пришло несколько писем с негативом относительно этого момента. Но те справедливо отметили, что делали определённые игровые механики, и то, что кто-то их реализует подобным образом, характеризует не разработчика, а игрока, который подобным занимается. Но не суть.

Суть в том, что The Lost Chapters лишь закрепила позиции Fable. ПК-игроки порадовались тому, что у них была более графонистая версия, пресса порадовалась продолжительности – все рады. Издателю стало понятно, что франшизу надо брать, и в 2005 году Microsoft сообщает, что Fable II дают зелёный свет, и игра будет разрабатываться для следующего поколения консолей Xbox.

Питер Молиньё презентует следующую игру серии
Питер Молиньё презентует следующую игру серии

Важный фактор успеха Fable – это Питер Молиньё. Игра, на мой взгляд, ошибочно ассоциируется с ним, а не с парнями из Blue Box, и дело тут в Питере, который начал… приукрашивать. Понятно, что Lionhead находилась в печальном положении, и Молиньё продавал Fable, как мог, но методы он выбрал не лучшие. Питер обещал деревья, которые растут в реальном времени, NPC, которые будут проходить одни и те же квесты вместе с игроком и конкурировать в них, строительство города, возможность разрушить город, возможность состариться и завести детей.

Эти заявления привлекли внимание к игре, и, по сути, Питер-то молодец. Кто знает, как бы продалась игра без его чёрного пиара, а вот с ним получилось неплохо. Игра получилась отличной, и в этом убедились играющие. Кто-то настолько увлёкся, что забыл об обещаниях Молиньё, а кто-то о них забыл сразу, как услышал, и даже не почувствовал себя обманутым.

Плюс, Питер пообещал всё реализовать в сиквеле. Кстати, парни из Big Blue Box Studios немного удивились. Их игра внезапно стала игрой Мулиньё, а сами они будто отошли куда-то на второй план (всегда там были). На самом деле ещё во время разработки были ситуации, когда представители Microsoft приходили посмотреть на Fable и спрашивали у ребят из Blue Box: «А где Питер»? А Питер в то время работал в Гилфорде над The Movies.

Cменяется поколение. Xbox 360 приходит на смену оригинальному Xbox, а Питер Мулиньё становится не просто менеджером из Lionhead, который помогает парням из другой студии, а творческим руководителем Fable II. В это время Lionhead страдает от разработки The Movies и Black & White 2. Естественно, всё это отразится на Fable II, но как отразится – мы поговорим в следующей части, где речь пойдёт о сиквеле.

Превью
Превью

На сегодня у меня всё. Если вам было интересно, то буду крайне рад вашему лайку и подписке на мой канал в Дзене. Спасибо за внимание. Всем добра и до скорой встречи!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц