Найти в Дзене

Факт

П.П. Гайденко, анализируя учение К. Ясперса, отмечает, что в ка честве наиболее яркого примера пограничной ситуации философ вы деляет смерть, перед лицом которой со всей непосредственностью про является конечность человеческого существования. Ясперс отличает телесную смерть (гибель нашего обычного бытия) от смерти экзистен циальной. Экзистенциальная смерть означает прекращение всех воз можностей, полное ничто, которого должен бояться каждый. Не сек рет, что смерть касается каждого человека. Однако, говорит Ясперс, смерть как объективный факт эмпирического бытия, т. е. смерть сама по себе, еще не есть пограничная ситуация. Лишь в том случае, если индивид оказался перед лицом смерти близкого человека, с которым он связан экзистенциально, она из абстрактной возможности стано вится пограничной ситуацией. При этом важен факт осознания такой возможности, факт ощущения хрупкости, конечности существования индивидов. Именно в эти моменты осуществляется «крушение шиф ра»: человек исключает из системы собственного мировосприятия бал ласт повседневных тревог (наличное бытие), а также совокупность так называемых идеальных интересов совместно с научными и околонауч ными представлениями о действительности (трансцендентальное бы тиевсебе). Однако во время собственной гибели смерть не может восприни маться как пограничная ситуация, ибо, умирая, человек переживает смерть, но не постигает ее. Перед лицом смерти (смерти как погранич ной ситуации) оказывается не существенным все то, что заполняло человеческую жизнь в ее повседневности. Здесь индивид непосред ственно открывает свою сущность как конечную экзистенцию. Смерть оказывается «пробным камнем», с помощью которого можно опреде лить, что в жизни существенно, а что нет. «То, что перед смертью оста ется существенным, то экзистенциально, а то, что утрачивает свою цен ность, оказывается напрасным, голым бытием».