Найти в Дзене

Подлинность

Экзистенциальное прояснение можно определить как способность каждого человека мгновенно прозреть, мгновенно уяснить уникаль ность своей экзистенции, понять смысл своего бытия или трагичес кое отсутствие этого смысла. Важно отметить, что экзистенциальное прояснение К. Ясперса не имеет ничего общего с интеллектуальной интуицией Р. Декарта или с озарением сатори в духе дзэнбуддизма, ибо в этих случаях озарение наступает вследствие долгих поисков от вета на какието вопросы. Экзистенциальное прояснение, о котором говорит Ясперс, возникает у человека не только в ходе поисков отве та на какиелибо вопросы. Оно может произойти и с человеком, ко торый никогда и не задумывался о проблемах познания или смысле жизни. Однако для этого нужно условие – нахождение в пограничной ситуации. К. Ясперс считает, что именно экзистенциальное прояснение, вы свечивание, происходящее в жизни человека в пограничных ситуаци ях, возвышает нас к подлинному бытию и, при этом, вскрывает всю трагичность человеческого существования. Именно в пограничной си туации человек начинает понимать, что в его жизни существенно, а что не существенно. Осознание ограниченности нашего бытия способ ствует тому, что мы начинаем ценить время и саму жизнь. Однако все эти моменты содержат и негативные элементы: страх часто лишает че ловека возможности объективно оценивать все сделанное в жизни, а осознание ограниченности собственного бытия приводит к эгоизму, к безразличию к судьбе других людей. В обыденной жизни человек либо забывает о пограничных ситуа циях, либо сознательно от них отвлекается, живя интересами своих повседневных нужд и дел. «Беспечное отношение к этим важнейшим факторам имеет своим следствием то, что он воспринимает конкрет ную реальность мира как само бытие: удовлетворяясь благополучным течением своих дел, человек оказывается во власти бездумного дове рия к действительности и не осознает подлинной природы бытия». Отвлекаясь от пограничных ситуаций, человек ищет спасение в науч нотехнических достижениях.