В религиозноэтической традиции человек и природа разъединены. Сократ приходит к вопросу: если отличительным свойством человека является разум, то разве не в нем следует искать меру всего человеческо го? И тем самым открывает возможность исследования способности к мышлению. Это был поворот к антропологической теме. Главнейшей целью философии для Сократа становится самопознание. Протагор понимает человека глубже, когда утверждает, что «чело век есть мера всех вещей». Такой подход выделяет всю человеческую субъективность. Человек как индивид абсолютен – его знания, ценно сти, законы и обычаи относительны. Впоследствии Аристотель объе диняет обе сложившиеся антропологические тенденции. Сократ возводит в принцип стремление к самопознанию, свой ственное ранней греческой философии. Он видит свою задачу в иссле довании этикопознавательной сферы человеческой жизни и деятель ности. Согласно Сократу, человек, прежде всего, нуждается в позна нии самого себя и своих дел, в определении программы и цели своей деятельности. Сократ был убежден, что лишь на пути проникновения в свое «Я», в свой внутренний мир можно осознать, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Достичь благого образа мышления и действия можно только по средством диалога. В диалоге, в философствовании человеку открыва ется смысл человеческой жизни. Поиск самого себя путем испытания преодолевает неведение. Безрезультативность попыток Сократа найти этические и иные определения вывела его ученика Платона за преде лы чувственного мира, многообразия изменчивых вещей. Платон при шел к убеждению о существовании неизменного сверхчувственного мира идей. Мир идеальных сущностей – идеи блага, справедливости, прекрасного – отражаются в чувственном мире, как солнце в мутном потоке. Согласно Платону, природа человека определяется приматом души над телом, божественного над тленным и смертным.